Эксперты Общественного совета предлагают расширить программу поддержки низкомаржинальных проектов | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости отрасли, Новости СРО

Эксперты Общественного совета предлагают расширить программу поддержки низкомаржинальных проектов

В целях увеличения доступности программы субсидирования низкомаржинальных проектов в сфере жилищного строительства Комиссия по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое России предложила внести изменения в условия предоставления господдержки.

На заседании комиссии, которое состоялось 8 апреля под председательством Рифата Гарипова, обсуждались проблемы и перспективы проектного финансирования в стройотрасли, регламент его выдачи, сокращение сроков раскрытия эскроу счетов и предложения по поддержке региональных застройщиков, реализующих низкомаржинальные проекты.

Согласно информации, представленной на заседании экспертной рабочей группой, доля строящегося жилья c применением проектного финансирования составляет 48,3% (порядка 48 млн кв.м). Лидеры — Приволжский, Дальневосточный, Уральский округа (57,8%, 60,6%, 65,5% соответственно). В городах с населением до 250 тыс. чел. доля ПФ составляет 45,1%. Особо аналитики отметили низкую долю возводимого жилья с ПФ (40,2%) в городах с населением от 50 до 100 тыс. человек. В 14 субъектах РФ коэффициент проникновения проектного финансирования ниже 30%, в четырех — таких проектов нет совсем. Анализ активности банков, предоставляющих полный перечень услуг по ПФ, свидетельствует, что из 31 банка 24 — малоактивны.

Основным вопросом повестки стала подготовка предложений по поддержке «малых застройщиков», реализующих низкомаржинальные проекты в регионах. В целях повышения доступности проектного финансирования для малых региональных застройщиков эксперты рекомендовали Общественному совету внести на рассмотрение в Минстрой РФ предложение о распространении действия программы субсидирования на регионы с низкой долей охвата проектного финансирования, в том числе увеличить предельную стоимость проектов жилищного строительства, которые могут участвовать в программе субсидирования. Еще одна мера: законодательно зафиксировать распределение и закрепление выделяемых банками субсидий до начала финансирования (при одобрении проектов на участие в программе). Также экспертами было предложено проработать единую унифицированную форму финансовой модели проекта, постатейных сводно-сметных расходов, графика финансирования, графика строительства, квартирографии.

По словам председателя комиссии Рифата Гарипова, в настоящее время программа субсидирования низкомаржинальных проектов с целью получения проектного финансирования применяется только в тех субъектах РФ, где среднедушевые денежные доходы населения за 1 квартал 2020 г. на 15 и более процентов ниже среднедушевых доходов населения в целом по Российской Федерации. Таким образом, программа может применяться только в 49 регионах со среднедушевым доходом менее 26 790 руб. В программу субсидирования не попали многие регионы Дальнего Востока, Арктической зоны (Мурманская область, Республика Коми, Ненецкий Автономный округ) и другие, где низкая маржинальность проектов связана не с уровнем доходов населения, а с высокой стоимостью самого строительства. В Ненецком Автономном округе, например, при цене 1 кв. м жилья 66 107 руб. стоимость строительства составляет 62 461 руб., — т.е., средняя доходность от проектов составляет всего 5,8%, что недостаточно для получения проектного финансирования.

В Национальном объединении строителей предложенные меры поддержали (в заседании принимали участие Антон Мороз, Виктор Прядеин и Ольга Десятова) и озвучили собственные инициативы для повышения доступности проектного финансирования и снижения кредитной нагрузки на застройщиков. В их числе – снижение установленной Центробанком доли собственного участия застройщиков в финансировании проектов, снижение размера резерва на непредвиденные расходы до 3%,  отмена требования о 100% оплате земельных участков, проведение строительного аудита для подтверждения опыта генподрядчика и сметной стоимости строительства силами не застройщиков, а самих банков, и т.д.

Также в НОСТРОЙ предлагают внести изменения в законодательство о долевом строительстве, предусматривающие возможность изменения условий договора проектного финансирования исключительно путем заключения дополнительных соглашений, унифицировать процедуру предоставления проектного финансирования и запретить банкам отказывать застройщикам в рассмотрении заявок по причине незначительного объема запрашиваемого кредита.

По итогу все озвученные замечания и предложения были учтены для дальнейшей проработки комиссией механизмов их реализации. Резолюция по итогам заседания будет направлена председателю Общественного совета, а затем и в Минстрой.

Темы: , ,