ФАС: Заказчики превратили реестр в оружие борьбы с поставщиками | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО, Федеральные новости

ФАС: Заказчики превратили реестр в оружие борьбы с поставщиками

ФАС: Заказчики превратили реестр в оружие борьбы с поставщиками

Федеральную антимонопольную службу беспокоит резкий рост числа обращений о включении компаний в реестр недобросовестных участников госзакупок — почти в два раза по итогам 2019 года. Реестр превратился в инструмент борьбы заказчиков с неугодными поставщиками, констатировал замглавы ведомства Михаил Евраев. По его словам, это одна из причин, почему предприниматели не хотят участвовать в госзакупках.

Реестр недобросовестных поставщиков содержит информацию о компаниях, которые уклонились от подписания контракта или нарушили его условия. Фигуранты «черного списка» лишаются доступа к участию в закупочных процедурах на два года. Каждый случай рассматривается индивидуально комиссией ФАС. По результатам компанию любо заносят в реестр, либо нет.

В 2019 году ФАС получила почти 28 тысяч обращений госзаказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных против 14 тысяч годом раньше. Почти в половине случаев (47%) для занесения в «черный список» не было никаких оснований, рассказал Михаил Евраев «Российской газете».

Нередко оказывается, что неисполнение обязательств поставщиком связано с недобросовестностью заказчика. Именно он не предоставляет площадку под строительство, нужную документацию, затягивая сроки проекта, а потом расторгает контракт.

«Компании жалуются, что полностью зависят от заказчиков, которые могут сделать с ними все, что угодно, — отмечает Евраев. — Во многих регионах неугодным предпринимателям говорят открытым текстом: не приходите на госзакупки и предупреждают о последствиях, если те поступят по-своему». Этот вопрос нужно решать, иначе мы никогда не создадим конкурентную среду, считает замруководителя ФАС.

Расторгать контракт на любых основаниях позволяет заказчикам 44-ФЗ. Этот закон требует доработки, считают в ФАС и предлагают предусмотреть в законе закрытый перечень оснований, которые госзаказчики могут использовать для одностороннего отказа от исполнения контракта, и право исполнителя обжаловать такое решение. Эти инициативы в составе других предложений по реформированию системы госзакупок ФАС планирует направить в профильные министерства и экспертные организации для обсуждения.

Темы: , ,