Генпланы развития городов ждут революционные изменения: в них появятся территории с неопределенным функционалом, а сами градостроительные документы могут приниматься вообще без карт размещения городских объектов. Более того, генпланы и связанные с ними правила землепользования и застройки смогут принимать не только местные депутаты, но и администрации. Это следует из поправок к Градостроительному кодексу РФ, единогласно принятых Госдумой во втором чтении.
Поправки к Градкодексу с упрощением процедуры подготовки и согласования документов территориального планирования были внесены правительством в Госдуму в феврале, уточняет «Коммерсантъ». Изначально речь шла лишь о схемах территориального планирования, однако ко второму чтению в документе появились нормы, значительно меняющие наполнение генпланов городов и механизм их принятия. У регионов, например, появилось право упрощать и выхолащивать генпланы.
Так, в ст. 23 Градостроительного кодекса предложено добавить ч. 9, которая позволяет в плане развития города закреплять территории без функционального зонирования (этот параметр определяет, например, разрешается ли на этой территории жилое или промышленное строительство или же это парковая зона). В поправках говорится и о том, что генпланы вообще могут не содержать «карту планируемого размещения объектов»: ее разрешается утверждать после, причем сделать это местные администрации смогут в порядке, который чиновники сами и определят.
В ст. 31 Градкодекса, где говорится, что правила землепользования и застройки утверждают представительные органы местного самоуправления, предлагается добавить возможность одобрения такого документа и местной администрацией, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ.
Во всем мире генпланы развития городов принимают представительные органы, а не администрации, напоминает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. Она видит в поправках противоречие ст. 131 Конституции РФ: «В ней говорится, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельно решение населением вопросов местного значения. А генплан — базовый документ, определяющий самый главный вопрос местного значения — долгосрочное развитие территории города. Получается, что мы переносим базовое решение по развитию городской среды с представительного органа на администратора, резко снижая возможности участия граждан в этом процессе».
Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин обращает внимание, что поправки ко второму чтению вносились в «режиме конспирации». «Задача перед Госдумой, видимо, стоит в устранении любых препятствий для крупных застройщиков»,— предполагает господин Митрохин. В пример он приводит функциональные зоны: «Даже если они изначально установлены чиновниками произвольно, они все равно принимают форму закона, который сложно менять, для этого нужно проводить публичные слушания. Сейчас же разрешают вообще зоны не устанавливать. Ну, давайте Градостроительный кодекс отменим и напишем: стройте, что хотите».
По мнению экспертов «Ъ», принятие поправок приведет к росту градостроительных конфликтов и коррупции. «Инициатива не соответствует основам рыночной экономики. Итак процветает точечная застройка, а мы теперь легализуем возможность произвольных, не обоснованных перед сообществом горожан решений», — отмечает Татьяна Полиди.
По словам профессора Высшей школы урбанистики Григория Ревзина, ранее генпланы малых российских городов готовились централизованно, а поправки «отменяют центральные инстанции», ослабляя позиции Минстроя. «Центр теряет часть власти», — отмечает он.
Поправки вчера были приняты Госдумой во втором чтении без обсуждения, единогласно. Редактор проекта — зампред парламентского комитета по транспорту и строительству Павел Федяев лишь сказал, что ко второму чтению поступило 38 поправок, 23 из них одобрены, «таблицы сформулированы и розданы». Третье чтение законопроекта состоится сегодня.