Глеб Бабинцев: «Дайте заказчику информацию, а выбор он сделает сам!» | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО, Федеральные новости

Глеб Бабинцев: «Дайте заказчику информацию, а выбор он сделает сам!»

Глеб Бабинцев: «Дайте заказчику информацию, а выбор он сделает сам!»

Проблему конкуренции между строительными СРО и их коммерциализации, ведущей к распродаже допусков непрофессионалам обсудили 22 мая на заседании Совета Торгово-промышленной палаты по саморегулированию. С основным докладом по этой теме выступил руководитель рабочей группы «Рейтинг и оценка эффективности саморегулируемой организации» Глеб Бабинцев.

По  оценке докладчика, проблема коммерциализации СРО стала активно подниматься три года назад, когда на волне работы над информационной открытостью усилилось обсуждение методов, которые применяют в своей деятельности саморегулируемые организации, развиваясь качественно и количественно. «Являются ли эти методы работы признаками «коммерциализации», либо это обычная конкуренция?» — задаётся вопросом докладчик и приводит на этот счёт два диаметрально противоположных мнения экспертного сообщества.

Одни считают, что конкуренции нет и быть не может, поскольку СРО не ведут рыночной деятельности и формально являются некоммерческими организациями, а потому все используемые ими методы привлечения новых членов свидетельствуют об их коммерциализации.

Другие считают, что конкуренция есть, и она необходима, поскольку СРО – это предприниматели и профессионалы, объединившиеся для защиты своих интересов, в том числе конкурентных. Сторонники этой точки зрения считают, что используемые СРО методы работы, не противоречащие закону, являются проявлением нормальной конкуренции.

«Очевидно, что качество работы СРО по стандартизации и контролю зависит от их финансовых возможностей, а значит и количества их членов. Поэтому сегодня СРО в некоторых сферах деятельности буквально «охотятся» за членами, как с помощью рекламы, так и демпинга (снижая расходы по вступлению в СРО), а также используя и другие более сложные схемы, — отмечает докладчик. — Так или иначе саморегулируемые организации сегодня соперничают между собой. А соперничают, значит конкурируют!»

Но нужна ли конкуренция между СРО? «Все мы знаем, что качественная эволюция товаров, работ и услуг происходит только в здоровой конкуренции. Качество сервисов, организуемых для членов СРО, стандарты, качественный контроль – это тоже продукты, зависимые от здорового соперничества», — аргументирует Глеб Бабинцев и предлагает институту саморегулирования оптимальную модель конкуренции.

По мнению Глеба Бабинцева, в идеальном случае СРО должна быть единым целым, без разделения на касты «владельцев» и «кормящую массовку». Это должно быть полноценное объединение профессионалов или предпринимателей, защищающих общие интересы, ощущающих взаимную ответственность и влияющих на то, с кем они могут и хотят объединяться. Тогда у предпринимателей возникают стимулы завоевать доверие рынка к объединению в целом, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе с членами других объединений. В такой модели соперничество между СРО выражается не в валовых показателях, а в уровне внимания и доверия потребителя. Как полагает Глеб Бабинцев, скорее всего, при такой модели саморегулирования вопрос коммерциализации отпадет сам собой.

Для развития добросовестной конкуренции в системе саморегулирования докладчик выделил три главные задачи: информированность потребителя, открытость критериев сравнения и объективность методик сравнения.

«Естественный выбор, который сможет сделать заказчик работ, для которых требуется допуск СРО, будет гораздо надежней, чем попытки искусственной селекции СРО на хороших и плохих, — считает Глеб Бабинцев. — Следует создавать среду и условия, в которых общество сможет само сформировать свою оценку. Дайте заказчику информацию, а выбор он сделает сам!»

По некоторым пунктам доклада на Совете ТПП по саморегулированию развернулись довольно жаркие споры. Но в целом участники дискуссии сошлись во мнении о необходимости активизировать работу рабочей группы «Рейтинг и оценка эффективности саморегулируемой организации», целью которой и будет создание объективной оценки работы СРО, без которой невозможна добросовестная конкуренция между ними. В связи с этим Совет ТПП по саморегулированию еще раз обратился ко всем заинтересованным руководителей СРО и экспертам с просьбой принять активное участие в деятельности этой рабочей группы.

Темы: