Минэкономразвития настаивает на госмонополии на кадастровую оценку | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО, Федеральные новости

Минэкономразвития настаивает на госмонополии на кадастровую оценку

Минэкономразвития настаивает на госмонополии на кадастровую оценку

Государственная монополия на кадастровую оценку должна быть абсолютной, решили в Минэкономразвития и предложили новую редакцию законопроекта о кадастровой оценке, которая запрещает привлекать к процессу каких-либо подрядчиков.

Законопроект, предлагающий ввести государственную монополию на кадастровую оценку, прошел общественное обсуждение в августе 2015 года, напоминает газета «Ведомости». Согласно документу, заниматься оценкой и ее пересмотром будут государственные бюджетные учреждения (ГБУ) в регионах и муниципалитетах, они же будут принимать жалобы на ошибки.

Проект был раскритикован оценщиками и бизнесом. По их мнению, он нарушает принцип независимости оценщика, а государство заинтересовано в результате оценки. Да и комиссия, состоящая из местных чиновников, вряд ли будет в ущерб интересам бюджета пересматривать стоимость оценки. Как результат – последуют массовые обращения в суды.

В октябре группа депутатов внесла в Госдуму свой вариант законопроекта, предлагающий сохранить рынок за частными оценщиками, но под строгим контролем ГБУ. Ему же предлагалось выбирать оценщика, хранить и систематизировать информацию. Но Минэкономразвития оказалось не готово отказаться от госмонополии. В новом варианте законопроекта оно лишь уточняет состав комиссии, в которой можно будет оспорить результаты оценки. В нее должны входить представители министерства имущества региона и бизнес-омбудсмена, предприниматели и представители саморегулируемых организаций оценщиков – так, чтобы чиновников было не больше половины. Комиссии создаются по решению регионального правительства.

«К составу комиссии претензий быть не может, но захотят ли регионы их создавать, — вопрос, — рассуждает руководитель комиссии по кадастровой оценке Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский. — Видимо, авторы законопроекта сами не очень на это рассчитывают – в 14 необходимых дополнительных документах к законопроекту нет ни слова о положении по формированию комиссии».

В новой версии законопроекта продлен переходный период  – до 1 января 2020 г. Но регион может прекратить переходный период в любой момент. Оспаривать оценку в первоначальной версии можно было только в Арбитражном суде Москвы, в новом варианте разрешены и суды в регионах.

«Не давать привлекать специалистов со стороны – это большой риск. Оценивать типовую жилую недвижимость не сложно, но для технически сложных объектов (атомные станции, заводы, аэропорты, космодромы, месторождения) нужно оставить возможность привлекать узких специалистов, — говорит эксперт промышленного комитета Общероссийского народного фронта Виктор Журба. – Уже сейчас оценщики вынуждены выполнять пожелания заказчиков – регионов и муниципалитетов, у которых в руках все полномочия по госконтракту вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков. Давление может сохраниться, когда оценщики будут в штате ГБУ. Чтобы уменьшить зависимость, надо публиковать не только итоговую, но и предварительную оценку».

«Если главная претензия государства именно к оценщикам, то не стоит в новом законе снижать требования к их квалификации, — отмечает Каминский. — Сейчас у компании должно быть в штате не менее 12 оценщиков с опытом работы не менее пяти лет, тогда как законопроект требует, чтобы хотя бы у одного специалиста был опыт работы три года».

Темы: , ,