Счётная палата поставила «неуд» расселению аварийного жилья | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО, Федеральные новости

Счётная палата поставила «неуд» расселению аварийного жилья

Счётная палата поставила «неуд» расселению аварийного жилья

План по расселению аварийного жилья в России за 9 месяцев 2016 года выполнен только на 33,6%, сообщила в своём отчёте Счётная палата РФ

По данным Палаты, в 2016 г. было расселено 0,74 млн кв. м. аварийного жилья, общий остаток аварийного жилья, подлежащий расселению до 1 сентября 2017 г., составляет более 5 млн кв. м. Проведенный анализ показал на сохранение негативных тенденций в проблемных регионах. «Продолжает нарастать системная дифференциация выполнения программы. Реального улучшения ситуации пока так и не произошло. Действия со стороны Минстроя и Фонда ЖКХ, несмотря на имеющиеся поручения правительства, также пока не привели к желаемому результату», — говорится в отчёте.

За девять месяцев 2016 г. у 25 регионов выполнение годового целевого показателя по расселяемой площади на 2016 г. составило менее чем 30%. При этом в 10 регионах (Амурская, Ивановская, Саратовская, Тверская, Тульская области, республики Дагестан, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальский край) переселение, по данным на 1 октября, даже не начиналось.

Регионами в целях выполнения мероприятий программ переселения на 1 октября 2016 г. заключены контракты на 4,3 млн кв. м, в том числе по ранее незавершенным этапам — на 2,6 млн кв. м, или около 90% плановых назначений; по завершающему этапу 2016 — 2017 гг. — на 1,7 млн кв. м, или около 63% запланированного показателя. Общая стоимость заключенных контрактов составила 214,5 млрд руб., в том числе за счет средств Фонда ЖКХ – 91,5 млрд руб. и за счет консолидированных бюджетов регионов – 123 млрд руб.

Фондом ЖКХ внесены изменения в порядок перечисления средств в региональные бюджеты при условии принятия регионом обязательства обеспечить в течение 60 дней заключение контрактов, необходимых для завершения расселения аварийного жилищного фонда. Соответствующие соглашения уже заключили 20 регионов, которым перечислены средства Фонда ЖКХ в размере 8,2 млрд руб.

16 регионов не обеспечили заключение контрактов в рамках показателя 2016 г., в Амурской области и республике Тыва заключение контрактов по 2016 году не было начато. Контракты 2017 г.  заключены не в полном объёме в 58 регионах, а в 9 регионах (Амурская, Астраханская, Ивановская, Липецкая, Псковская, Самарская, Саратовская области, республики Татарстан и Тыва) к этой работе еще не приступили.

Несвоевременное заключение контрактов на реализацию программ переселения привело к образованию у Фонда ЖКХ значительного остатка временно свободных средств, по состоянию на 1 октября их общий объем составлял 36,4 млрд руб.

В августе 2016 г. правительством принято решение об оказании адресной финансовой помощи 15 регионам на общую сумму 6,5 млрд руб., в том числе четырем наиболее проблемным регионам — Республике Карелия, Забайкальскому краю, Амурской и Саратовской областям – 4,6 млрд руб. По состоянию на 15 ноября средства дополнительной финансовой поддержки на общую сумму 1,4 млрд руб., или 21,5% в бюджеты республик Карелия и Тыва, Саратовской, Рязанской и Тульской областей не перечислены.

По данным Фонда ЖКХ, в 2016 г. бюджетная обеспеченность программ средствами консолидированных бюджетов регионов составила 94%. Дефицит средств в размере 5,2 млрд руб. отмечается в бюджетах 14 регионов, из них 2,9 млрд руб. приходятся на республики Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия) и Амурскую область, которым в 2016 году уже была оказана дополнительная финансовая поддержка. В 2017 г. общий дефицит по 34 регионам составляет 21,9 млрд руб. С учетом планируемого внесения изменений в бюджеты для полного или частичного погашения дефицита его размер должен составить около 11 млрд руб.

Дополнительная финансовая помощь в виде субсидий через Фонд ЖКХ в размере 5,2 млрд руб. предусмотрена только для Республики Карелия, Забайкальского края, Амурской и Саратовской областей. Оказание финансовой поддержки другим регионам не предусмотрено.

Еще одной острой проблемой является вопрос расселения жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 г, отмечают в Палате. На данный момент это около 31,3 тыс. многоквартирных домов общей площадью 8 млн кв. м, в которых проживает около 483 тыс. человек. При этом только за последние три месяца объем аварийного жилья и количество проживающих в нем человек увеличилось на 0,33 млн кв. м и 19 тыс. человек или на 4,3% и 4,1%. На расселение вновь образованного аварийного жилья по оценке регионов может потребоваться около 420 млрд руб.

Минстроем разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты», определяющего основные подходы и требования к формированию региональных программ по расселению вновь образованного аварийного жилья, а также меры по финансовому обеспечению реализации данных работ. Однако, по мнению Счетной палаты, существующих проблем он не решит.

Законопроектом не предусмотрены требования к региональным программам переселения граждан и не конкретизированы возможные механизмы государственной поддержки мероприятий по переселению. Не проведен анализ и не представлены данные в разрезе регионов и муниципальных образований о возможностях потенциальных инвесторов по принятию ими обязательств по сносу или реконструкции аварийного дома или выплаты денежных средств собственникам.

Данный отчёт будет направлен в Госдуму и Совет Федерации, а мониторинг будет продолжен, сообщили в Счётной палате.

Темы: , ,