Строительные профессии будущего – экоаналитик, BIM-менеджер и прораб-вотчер | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО, Федеральные новости

Строительные профессии будущего – экоаналитик, BIM-менеджер и прораб-вотчер

Строительные профессии будущего – экоаналитик, BIM-менеджер и прораб-вотчер

Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» издали «Атлас новых профессий», сообщает «Строительство.RU». В нем специалисты постарались предугадать, какие изменения произойдут в различных отраслях экономики в обозримом будущем, какими навыками и компетенциями должны будут обладать работники, чтобы состояться на рынке труда. Одной из таких отраслей является строительство.

По мнению авторов, в России эта отрасль относится к одним из самых консервативных. Изменения здесь происходят медленно, однако все равно современные тенденции берут свое. Появляются новые строительные материалы, которые обеспечивают больший комфорт, экологичность помещений и экономичность их эксплуатации: например, инновационный полупрозрачный бетон делает дома более светлыми, «живое» стекло регулирует уровень кислорода в квартире и обеспечивает воздухообмен с внешним миром и т.п. Еще одна тенденция ближайших лет — элементы, из которых строятся здания, будут конструироваться на заводах, а на стройплощадках сооружения станут собирать, как из конструктора «Лего». Кроме того, будет развиваться рынок «умных» домов, то есть зданий, которые создаются под конкретного заказчика и оборудованы современными цифровыми технологиями.

Самыми перспективными направлениями в отрасли авторы считают проектирование и подготовку производства с помощью современных компьютерных программ, оснащение квартир и офисов всевозможными современными девайсами, чтобы создать единую цифровую среду помещения, а также удаленное управление строительством. Также, по мнению авторов, будут активно изменяться строительные материалы: будут появляться материалы со специально разработанными для конкретных проектов свойствами, дома можно будет строить даже из переработанного грунта и отходов производства.

Новые направления потребуют принципиально иных специалистов, обладающих системным мышлением, навыками управления проектами, умеющих работать в условиях неопределенности. Большим плюсом таких работников станет владение программированием, умение управлять роботами, экологическое и творческое мышление.

По мнению авторов исследования, уже до 2020 года такими незаменимыми работниками станут:

— специалист по перестройке и усилению старых строительных конструкций — он будет оценивать, насколько обветшало здание, и искать, с помощью каких современных технологий его можно восстановить (это будет особенно важно при реконструкции зданий в исторических центрах городов);

— специалист по модернизации строительных технологий — тот, кто может использовать новые материалы при реконструкции зданий, применять современные решения при проектировании всех коммуникаций внутри дома;

—  прораб-вотчер будет способен с помощью цифровых технологий оценивать, как идет строительство, и исправлять недостатки процесса, фактически не выходя из офиса;

— BIM (Building Information Modeling) -менеджер-проектировщик, — работает над полным жизненным циклом строящегося дома и рассматривает здание и все, что к нему относится, как единый объект;

— проектировщик доступной среды, — обустраивает жизненное пространство с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями;

— экоаналитик в строительстве, — анализирует строящийся объект с точки зрения его влияния на окружающую среду, консультирует компании для выбора наименее вредных по воздействию на окружающую среду решений.

После 2020 года появятся еще две интересные профессии: проектировщик 3D-печати в строительстве и архитектор «энергонулевых» домов. Последний будет проектировать энергетически автономные дома за счет использования энергоэффективных материалов и микрогенерации энергии.

Некоторые профессии постепенно будут уходить в небытие. По мнению авторов работы, одними из первых под удар попадут сметчики. Их задачи будут выполнять компьютерные программы, число таких специалистов будет снижаться. Те же, кто останутся в профессии, скорее, будут контролировать работу программ, которые будут за них рассчитывать сметы. Определённая угроза «висит» и над архитекторами, которых постепенно будут вытеснять градостроители и BIM-менеджеры.

«Данный атлас — это провокация образовательным системам двигаться в сторону замещения устаревающих профессий на образовательном рынке, — прокомментировал выход издания руководитель проектов Центра городских исследований МШУ «Сколково», член Общественного совета при Минстрое РФ Сергей Журавлёв. - С точки зрения отрасли, атлас не имеет ни малейшего значения, потому что бизнес или потребитель ориентируются не по профессиям, а по технологическим решениям. А вот как их будут реализовывать на рынке, это вопрос.

В Европе и Америке решения о применении инновации принимает архитектор или инженер, а обоснованием является патентная защита. У нас же вводятся каталоги продукции, СНиПы, ГОСТы. Минстрой хочет вручную цены регулировать. Далеко не всякий инновационный продукт способен пройти сквозь такое сито.

К тому же наше строительство консервативно. И девелоперам, и потребителям выгоднее пользоваться хорошо проверенными технологиями, которым доверяют. Например, кирпичный дом до сих пор в глазах подавляющего большинства является надежным и качественным, хотя с точки зрения науки и инноваций — это давно уже атавизм. То же самое касается и бревенчатого или брусового дома, который воспринимается как нечто достойное, а на самом деле по эксплуатационным характеристикам, например энергоэффективности, — это, конечно же, прошлый век.

Что же касается новых профессий… На мой взгляд, разнообразие компетенций настолько широко, темп изменений их такой быстрый, что ориентироваться на какие-то названия профессий надо поменьше. В строительной отрасли компании самостоятельно станут формулировать кадровые задачи на ближайшую перспективу, поэтому каждый год будут появляться десятки наименований новых профессий. А обретение таких компетенций обеспечат, скорее, учебные центры компаний и ассоциаций, нежели официальная образовательная система, которая должна давать базовое образование».

Темы: , ,