В НОПРИЗ 20 августа прошло заседание Комитета по инженерным изысканиям, на котором обсуждались проблемы с финансированием деятельности комитетов и с состоянием Национального реестра специалистов в зоне ответственности НОПРИЗ. Информация о заседании на сайте нацобъединения отсутствует (впрочем, пресс-служба НОПРИЗ никогда не отличалась оперативностью), но она появилась на площадке журнала «ГеоИнфо» - в авторстве директора СРО «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада» и «Кадастровые инженеры регионов» Евгения Тарелкина.
Как отмечает Евгений Петрович, заседание комитета «со всей очевидностью подтвердило необходимость смены системы управления в национальном объединении». Информации о просчётах руководства НОПРИЗ достаточно много, и её системный анализ показывает, что без кардинальных перемен в нацобъединении просто не обойтись.
Первый провал в работе – с ценообразованием. По словам председателя комитета Натальи Ждановой, совсем недавно изыскателям и проектировщикам реально грозило понижение коэффициентов при определении стоимости работ. Получив указания Минстроя согласовать данные поправки, НОПРИЗ занял соглашательскую позицию и «проявил полную невежественность в данном вопросе», и только авральные действия лично Ждановой (с одобрения комитета) помогли вернуть дело на этап обсуждения.
Не менее болезненный вопрос — о финансировании работы комитетов. Данный вопрос не раз поднимался Натальей Ждановой, но Совет НОПРИЗ его долго и упорно игнорировал. По настоянию председателей комитетов такое обсуждение, всё-таки состоялось, но в странном формате: руководство НОПРИЗ предложило председателям комитетов «поспорить друг с другом о том, чья работа важнее». В итоге каждый получил по 1,5 миллиона рублей, на что гендиректор АО «НижегородТИСИЗ» Виктор Маслов заметил: изыскательское сообщество ежегодно вливает в НОПРИЗ порядка 40–50 млн рублей, а на решение самых насущных проблем инженерных изысканий получает менее 3%. Впрочем, когда дойдут эти деньги до комитетов, — вопрос открытый.
Отношением руководства НОПРИЗ к изыскательскому сообществу в комитете крайне недовольны. Обещание президента НОПРИЗ Михаила Посохина о пропорциональном представительстве в Совете нацобъединения изыскателей и проектировщиков было благополучно забыто во время выборов. Правда, и проектировщиков в Совете «кот наплакал», но их это, как и многое другое, видимо, устраивает, отмечает Евгений Тарелкин.
Самым острым на заседании комитета оказался вопрос о возможных нарушениях правил внесения специалистов в национальный реестр, который ведет НОПРИЗ. Членам комитета были представлены данные о подаче заведомо ложных сведений в НРС, которые чудным образом прошли на «ура». Например, люди получали документ о высшем образовании в 19 лет. Факты не единичные, а носят массовый характер.
Впрочем, члены комитета заявили, что их в меньшей степени интересует, кто и как совершил массовый подлог, важно, что нанесен ущерб качеству инженерных изысканий и нарушено законодательство РФ. Комитет потребовал от Михаила Посохина создать комиссию по рассмотрению данной проблемы и исключить из нацреестра специалистов, не отвечающих требованиям Градостроительного кодекса.
Столь резкому заявлению пытался было противодействовать вице-президент НОПРИЗ Александр Гримитлин: предложил сначала проанализировать все имеющиеся данные, оценить масштабы бедствия, а уж потом выходить на Посохина. Однако с аргументом, что массовый выброс ложной информации может привести к необратимым и непредсказуемым последствиям, вице-президент согласился: нарушения в данном вопросе надо «выжигать каленым железом», отметил он.
О состоянии дел с НРС члены комитета хотели обсудить с президентом НОПРИЗ сразу же после заседания. Но Михаил Посохин никого не принял, отмечает Тарелкин. И вспоминает, что в период аврала, когда аппарат нацобъединения был буквально завален работой по наполнению НРС, СРО предлагали доверить её операторам. Но в НОПРИЗ от этого отказались: а вдруг будут злоупотребления?!
«В принципе, задача по внесению специалистов в реестр могла быть решена и другим путем, — говорит Тарелкин. — Если бы прошли согласование профессиональные стандарты «Специалист в области организации» инженерных изысканий и проектирования, образованы центры оценки квалификации (ЦОК), то проверку специалистов, вносимых в реестр, можно было бы проводить через ЦОК. Да, путь не близкий, но надежный и правильный, и далеко не формальный. К сожалению, наши профессиональные стандарты проходят проверки годами, на сегодняшний день у изыскателей так ничего и не появилось».
В заключение Евгений Тарелкин делает вывод: беды с ценообразованием, НРС, распределением бюджета и защитой интересов изыскателей и проектировщиков в НОПРИЗ обусловлены только одним обстоятельством – непрофессионализмом управленческого звена. И непрозрачно намекает о необходимости смены руководства.
А в редакции «ГеоИнфо», в свою очередь, сообщили, что получили все материалы по возможным фальсификациям с национальным реестром специалистов и, как только проверят изложенную в них информацию, непременно опубликуют.