Проблемы саморегулирования: основные трудности еще впереди | Информационный портал «Саморегулирование»
| Новости СРО

Проблемы саморегулирования: основные трудности еще впереди

В новом 2010 году строительный рынок попрощался с системой лицензирования. Государство официально передало все права регулирования и надзора за стройотралсью в руки профессиональных сообществ. Теперь участникам стройотрасли придется вступать в саморегулируемые организации и обзаводиться допусками СРО. Несмотря на то, что реформирование практически завершено, по оценкам ряда экспертов саморегулируемые организации объединили пока только около 20% от общего числа стройорганизаций. Оставшиеся за бортом будут вынуждены срочно вступать в СРО, искать новую работу, или же осуществлять прежнюю, но уже за рамками закона.

Желание изменить правила игры на строительном рынке не покидало правительство уже не первый год. Не раз и не дважды, этот вопрос оставляли на потом, т.к. строительный комплекс РФ был не в силах перейти на новую систему. Но сейчас за дело взялись серьезно. Еще с середины 2009 высокопоставленные чиновники и депутаты неустанно повторяли о том, что продления сроков действия лицензий не будет и саморегулирование вступит в силу вовремя. Однако большинство строительных агентов посчитали данные заявления поспешными и сохранили уверенность в том, что в начале 2010 года стройотрасль столкнется с мощным кризисом, который вынудит правительство повременить с полным переходом на систему СРО.

Так, участники строительного рынка до сих пор не вступившие в СРО, утверждают, что введение системы СРО приведет к монополизации отрасли большими корпорациями. Это произойдет из-за того, что у мелких предпринимателей нет достаточной суммы денег, чтобы оплатить вступительные взносы в СРО. Если верить аналитикам, то 70% стройорганизаций – это и есть те самые мелкие фирмы и предприятия, которые вынуждены будут покинуть родную отрасль.

Ведь для того чтобы стать полноправным участников СРО необходимо перечислить триста тысяч рублей в резервный фонд СРО, заранее застраховавшись. Кроме того, необходимо оплатить разовые первичные взносы, размер которых колеблется от 20 до 150 тыс. руб. и постоянно производить ежегодные отчисления размером от ста до двухсот тысяч рублей в год. Согласно закону о саморегулируемых организациях, с 2010 года строительный комплекс РФ будет полностью регулироваться партнерствами, ответственность за деятельность своих участников будут нести они.

И.Пономарев член государственной думы РФ считает, что власти в очередной раз черезчур доверились рынку, чего делать не стоило. Изначально рассчитывалось на то, что рынок сам примет саморегулирование и постепенно перейдет на новую систему без лишних проблем. Однако на дележе скоротечность реформы поспособствовала повальному образованию и появлению мошенников, предлагающих за определенную сумму денег обеспечить предпринимателей допусками СРО и членством в партнерствах. Выходит, что мелкие предприятия будут вынуждены покинуть рынок ввиду отсутствия возможности вступить в СРО. В качестве выхода из ситуации предлагается возможность присоединяться к большим корпорациям и работать под их началом. Но что делать предприятиям, чья деятельность лишь немного затрагивает строительную отрасль (например — представителей ИТ индустрии)?

А.Кожевников помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы отметил, что их служба также обеспокоена нынешней ситуацией и опасается за будущее мелкого предпринимательства в строительном секторе. Как поясняет господин Кожевников, для многих стройорганизаций размер вступительных взносов в СРО равен половине годового заработка, и естественно, что они не могут себе позволить такую роскошь.

Так или иначе, вступать в саморегулируемые организации стоит не каждому, а лишь предприятиям, чья деятельность фигурирует в списке особо опасных и технически сложных видов работ Минрегиона. Всего в списке насчитывается порядка восьмисот видов работ. ФАС в свою очередь считает, что в данный список необходимо внести коррективы, а именно сократить количество работ прописанных в списке, ввиду того, что многие из них абсолютно не влияют на безопасность объектов капстроительства и не угрожают здоровью людей.

Месяц назад власти обязали Министерство регионального развития внести изменения в список. В результате Министерство уменьшило количество работ в списке до 400, заседание по вопросам утверждения нового списка состоялось 10.12.2009 года, согласно свежим данным уменьшенный список в кратчайшие СРОки примут к действию и обнародуют для общего пользования.

Несмотря на это, новый список не решит всех проблем, а подобного рода масштабное реформирование всегда окружено массой проблем и трудностей. До сих пор не утвержден новый техрегламент. Работать на основании СНиПов и ГОСТов больше нельзя, безнадежно устаревшие стандарты давно пора сменить. Как будет осуществляться работа в новом году, с учетом отсутствия каких либо технических регламентов – неясно. Существует и другая проблема. Дело в том, что все стройорганизации не успевшие завершить и сдать объекты до первого января и не вступившие в СРО обязаны прекратить работы и передать объект в руки застройщиков имеющих необходимые допуски СРО. Как это будет происходить, не представляют себе ни сами строители, ни потребители. Не ясно кто все-таки будет следить за мелкими рабатами, проводимыми стройорганизациями, не вступившими в СРО, ведь одноэтажные строения также могут обвалиться и причинить не малый вред, кто за это будет отвечать – неясно. Все надежды возложены на Национальное объединение СРО, справится ли оно с потоком поставленных задач или нет — мы узнаем уже скоро.

По материалам сайта www.all-sro.ru