В Санкт-Петербурге в «Княжеском зале» Николаевского дворца состоялось первое заседание Общественного совета в сфере саморегулирования, сообщает пресс-служба НОИ. Инициаторами создания новой структуры выступили четыре питерских СРО — Ассоциация строителей «Строители железнодорожных комплексов», СРО НП «Центр объединения строителей «СФЕРА-А», НП «Управление Строительными предприятиями Петербурга» и СРО НП «СоюзПетроСтрой-Проект». Инициативу сразу же поддержали ещё 52 саморегулируемые организации Северо-Западного федерального округа, что составило более половины от общего количества СРО строительной, изыскательской и проектной сферы, действующих на территории округа.
Открывая заседание, президент СРО НП «Центр объединения строителей «СФЕРА-А» Илья Константинов довел до присутствующих цели и задачи формируемого Общественного совета. Он отметил, что Общественный совет в сфере саморегулирования авторитетно и на постоянной основе займётся проблемами СРО, причём не только Северо-Запада. «Совет должен носить не региональный, а федеральный характер, так как проблемы волнующие сообщество, схожи вне зависимости от региона, где зарегистрирована та или иная саморегулируемая организация», — отметил Илья Константинов.
По словам докладчика, Общественный совет призван действовать в интересах всех участников сферы саморегулирования — Национальных объединений, СРО, рядовых организаций в них входящих. При этом круг вопросов не должен быть ограничен интересами названных участников процессов саморегулирования, а так же учитывать и государственные интересы в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий и энергоаудита.
Первой проблемой, удостоенной внимания членов новорождённой структуры, стало исключение саморегулируемых организаций из госреестра. С докладом на эту тему выступил председатель Совета Некоммерческого партнерства строителей «СтройРегион», президент Ассоциации «Национальное Объединение Изыскателей» Сергей Афанасьев. Он представил присутствующим выводы экспертной рабочей группы, полученные после изучения ситуации, связанной с решением Совета НОСТРОЙ от 9 апреля об исключении из реестра трёх СРО, две из которых имеют петербургскую прописку.
К удивлению присутствующих, рабочая группа сделала вывод, что Совет НОСТРОЙ действовал в рамках закона и вполне корректно. Во-1-х, попавшие в список СРО сами подавали о себе некорректную информацию, что и послужило поводом для последующего решения Совета. Во-2-х, СРО, решившие, что попадание в список – фактический отзыв статуса, «не во всем были правы», так как у них еще есть до пяти месяцев, чтобы исправить ситуацию.
Однако неоднозначную оценку экспертов получило чрезмерное афиширование сложившейся ситуации и громогласное объявление имён провинившихся, в результате чего партнёрствам был нанесён большой репутационный ущерб. По мнению экспертов, в такой ситуации целесообразно следовать примеру банковской сферы, где законодательно закреплено для предотвращения паники среди клиентов и вкладчиков в официальных уведомлениях указывать только количество банков, подверженных взысканиям со стороны регулятора, без указания их конкретных наименований. В итоге докладчик подвёл черту: система требует создания чёткого регламента процедуры исключения из реестра, поскольку 359-й ФЗ его не определил.
Достаточно подробно в ходе заседания был рассмотрен вопрос о дополнительном образовании, профессиональных и образовательных стандартах и о деятельности профильного комитета НОСТРОЙ по данным направлениям. Докладчиком выступила член комитета Айканыш Орозбаева. Материалы к выступлению были подготовлены специалистами СРО «РОСО» и Евгением Карантом, ответственным за определение стратегии и тактики учреждённой недавно Академии НОСТРОЙ.
О роли координаторов в подготовке решения Совета НОСТРОЙ рассказала председатель Комитета по информационному обеспечению НОПРИЗ, заместитель директора СРО НП «Инженерные системы — проект» Марина Гримитлина. Взгляд петербургского Законодательного собрания на ситуацию в отрасли изложил эксперт постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗАКС, кандидат экономических наук Максим Черниговский.
После программной части мероприятия организаторы обсудили порядок дальнейшей работы, формирование комитетов и рабочих групп, определили первоначальный план мероприятий исходя из понимания потребностей участников саморегулирования. Финансировать созданную структуры решили не за счёт членских взносов, а за счет добровольных пожертвований и поступлений от рекламы на формируемых площадках Совета. Целый ряд строительных организаций уже выразил желание поучаствовать в финансировании деятельности Общественного совета и побороться за право именоваться «Генеральным инвестором Общественного совета», повысив тем самым свой общественный статус в глазах партнеров и заказчиков.
Также было решено разместить вакансию на должность руководителя аппарата Общественного совета и таким образом начать формирование его штата. Ряд собравшихся руководителей саморегулируемых организаций согласились предоставить рабочие места для формируемого аппарата Общественного совета на безвозмездной основе. Второе заседание Общественного совета назначено на июнь 2015 года.