в условиях становления системы саморегулирования
Прошло более двух лет с момента перехода инвестиционно-строительной деятельности на саморегулирование. Создан каркас саморегулирования, и ставится задача – наполнить его новым содержанием отношений, опирающихся на объективные законы развития общества и рыночного механизма.
Понятно, что реформа нацелена на новое качество обеспечения членами саморегулируемых организаций ответственности за безопасное строительство, на установление требований к персоналу, его образованию и превращение отрасли в самодостаточную, развивающуюся экономическую систему.
С точки зрения новизны в организации и управлении отраслью формирование саморегулирования по всем признакам подпадает под инновационные процессы, так как произошло целенаправленное внедрение качественных изменений в значительной степени преобразующих реальную социальную и производственно-экономическую практику актуального взаимодействия членов сообщества. В любом инновационном процессе учувствуют различные силы, заинтересованные в нововведениях и не желающие подобных изменений, обусловленное самой природой нововведений, как правило, означающий отказ от существующего менталитета и замену его более адекватными меняющимися условиями функционирования. Новая парадигма социально-экономического и организационно-управленческого типа в строительстве характеризуется степенью новизны инноваций и масштабностью изменений, оказывающие влияние на все стороны жизни строительного рынка.Но в сложившемся характере структурных изменений надо понять, что в силу объективных причин сразу результата достичь не удастся – потребуется время, концентрация затрат и усилий членов саморегулируемых организаций, чтобы эффективно и творчески решать экономические и социальные задачи.
Представляется интересным более пристально рассмотреть процессы, происходящие на начальном этапе, с позиций адаптации организаций строительного комплекса к изменяющимся условиям, оценить возможные ответы на современные вызовы.
Несмотря на все недостатки сложившейся сегодня практики саморегулирования, нельзя не признать, что положительный эффект от деятельности СРО достигнут. Саморегулируемые организации обеспечивают взаимодействие профессионального сообщества с органами государственной власти, что открывает возможности для решения многих проблем. Они выступают гарантом обеспечения материальной ответственности строительных организаций.
С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и благодаря СРО с рынка постепенно будут вытесняться недееспособные фирмы.
Именно самодеятельность и инициатива саморегулируемых организаций может быть прочной основой обновления строительного комплекса России, развития свободного предпринимательства.
На региональном уровне создавались координационные советы, комитеты саморегулируемых организаций. Активную поддержку саморегулируемым организациям оказало полпредство Президента в Приволжском федеральном округе. В Пермском крае положительную роль сыграл созданный в апреле 2010 года первый в России Координационный совет всех саморегулируемых организаций. Однако местная власть не смогла использовать широчайший потенциал СРО в интересах экономики края.
На сегодняшний день повышены требования к кадровому составу Партнерств, предусматривающие обязательную аттестацию специалистов строительной отрасли. Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ в части установления требований к выдаче свидетельств о допуске — наличия достаточного количества работников, прошедших повышение квалификации и аттестацию.
Аттестация представляет собой оценку соответствия деятельности сотрудника стандарту выполнения работы на конкретном рабочем месте. Для саморегулирования предметом аттестации является оценка уровня знаний специалистов, их квалификации для осуществления видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
СРО НП «Строители Урала» и НП «Проектные организации Урала» разработали требования к системе аттестации работников членов саморегулируемой организации и положения, устанавливающие ее порядок и условия, деятельность аттестационной комиссии НП «Строители Урала», методические рекомендации по проведению аттестации работников на предприятиях. При подготовке документов за основу принято Положение НОСТРОЙ «О единой системе аттестации». В настоящее время НП «Строители Урала» является центром тестирования единой системы аттестации НОСТРОЙ.
Сегодня объективно повышается значимость навыков, квалификации, общего и специального образования индивидуума. Работодателям необходимо постоянно планировать затраты на подготовку и переподготовку кадров, которые напрямую зависят от соответствующей отдачи как для самого работника, так и для бизнеса и общества в целом.
Строительство не может развиваться самостоятельно от других отраслей, и в первую очередь оно зависит от степени технологической модернизации. Поэтому для обновления производственного потенциала очевидны предпосылки, которые невозможно осуществить без инвестиций и инноваций, повышения профессионального уровня кадров, воспроизводства людских ресурсов, способных отвечать современным требованиям.
Очень много принципиальных замечаний к Федеральному закону РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и особенно общее неудовольствие высказывает строительное сообщество.
Процедура размещения заказов и отбора поставщиков товаров и исполнителей (подрядчиков) услуг для государственных и муниципальных нужд свидетельствует о печальном факте слабости правового регулирования и неотработанности механизмов взаимодействия власти и бизнеса. Автором данных строк еще в 2006 году опубликована статья в журнале БСТ № 1, в которой внесены конкретные предложения о принятии отдельного нормативного акта о проведении конкурсов на подрядные работы по объектам капитального строительства (в соответствии со ст. 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).
После вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ строительный комплекс России вынуждают осуществлять строительство с отступлением от проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и проверку достоверности сметной стоимости, соответственно ухудшая качественные характеристики объекта.
Аукционная система по размещению заказов по объектам капитального строительства противоречит положениям Градостроительного и Гражданского кодексов РФ и Федеральному закону от 25.06.1999 № 39-ФЗ: капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утвержденным стандартам (нормам и правилам), запрещаются (часть 2 статьи 3).
Таким образом, за осуществление строительства с отступлением от проекта, который разработан с учетом действующих норм и правил, предусмотрена ответственность. Более того, когда в конкурсной документации для победителя аукциона определен единственный критерий – минимальная цена предложения, отрасль никогда не станет конкурентоспособной. Сложившаяся ситуация не позволяет развивать материально-техническую базу и обновлять основные производственные фонды строительного комплекса страны. Нормативным актом не учитывается специфика отрасли: долговременный характер и высокие риски реализации инвестиционного проекта. При инфляции и финансово-экономической нестабильности невозможно спрогнозировать твердую цену на весь период строительства объекта – от двух до пяти лет. Поэтому аукционная система предоставления госзаказов является разорительной для подрядных организаций и противоречит экономическим законам рынка. Вопрос о внесении поправок был обсужден в Государственной Думе РФ с участием Минрегиона, Национального объединения строителей, и рассмотрен законопроект в первом чтении.
Существенным фактором, влияющим на стабильность в отрасли, являются административные барьеры, которые значительным образом влияют на деловой климат бизнеса.
С момента принятия Градостроительного кодекса до настоящего времени медленно продвигается разработка документов территориального планирования, процедура предоставления земельных участков под строительство затягивается на годы и сильно забюрократизирована.
Органы государственной экспертизы проектной документации часто нарушают сроки выдачи заключений.
За рубежом, например, сроки проектирования объекта составляют в среднем один год, а у нас со всеми согласованиями и утверждениями – от трех до пяти лет.
Сбор подписей для получения разрешения на строительство в России занимает более 700 дней, в Европе (Швеции) -116 дней, Канаде – 80, США – 50.
Подключение к системам водоснабжения, водоотведения, газо- и теплоснабжения, электрическим сетям связано с избыточными усложненными процедурами и высокой стоимости услуг. В результате сроки строительства и ввода объектов в эксплуатацию затягиваются, на выходе технологии уже устаревают.
НОСТРОЙ проведен анализ административных барьеров в строительстве по крупным городам России. К сожалению, нельзя не отметить тенденцию роста непроизводственных и административных затрат, которые ведут к значительному удорожанию любых проектов и жилищного строительства.В своей статье автор исследовал динамику удорожания строительства жилья на различных стадиях реализации проекта, демонстрирующую увеличение стоимости жилья от стадии запроектированного дома, получения заказчиком обременений и всевозможных нагрузок (непроизводительных затрат) до продажи объекта недвижимости. В итоге стоимость 1м2 жилья увеличивается на 215-315 %. Внес предложения по уменьшению издержек. Значительное снижение цен на рынке жилья может быть достигнуто: при совершенствовании процедуры выделения земельных участков и сокращении сроков предоставления земли в 3-5 раз; выставления на аукцион полностью подготовленных под застройку участков, поставленных на кадастровый учет, с установленным разрешением на их использование, с планом застройки возводимых объектов, определенными техническими условиями и ценой подключения к коммунальным сетям.
В настоящее время Россия по ведению бизнеса находится на 120 месте. Налоговый пресс не позволяет активно развиваться малому и среднему предпринимательству. По итогам 2011 года не случайно же из страны «утекло» инвестиций в размере 84,2 млрд. долларов (в 2010 году – 33,6 млрд.долларов).
Убедительным подтверждением может служить приведенный анализ автора по распределению факторов производства, их доли во вклад в ВВП страны и налоговой нагрузки.
К сожалению, фактор производства – труд (заработная плата) является наиболее эксплуатируемым в экономике, на долю которого приходится до 70% всех налоговых поступлений в бюджет страны, в то время как налоговая нагрузка на землю составляет 10%, капитал – 20%.
Предпринимательство обременено непрестанными проверками со стороны различных государственных органов. Законом установлена периодичность проведения саморегулируемой организацией контроля (не реже одного раза в год) членов Партнерства. Поэтому у них не остается времени на профессиональную деятельность.
Система СРО отягощена сравнительно большими бюрократическими издержками. Численность обслуживающего аппарата в целом по стране, по предварительным оценкам автора, по сравнению с прежней системой увеличилась на порядок.
Провальным уроком для отрасли стала «окоченелость» с 2003 года нормативно-технического регулирования. В строительстве отсутствует единая техническая политика, упущено время для комплексной работы по внесению поправок в строительные нормы и правила.
Неубедительно сегодня говорить о безопасности и повышении качества строительства, когда принимаются противоречивые технические регламенты и много лет ведутся разговоры об актуализации СНиПов, привязке их к европейским нормам в области строительства (Еврокодам).
И только в последние годы благодаря активным усилиям НОСТРОЙ и Министерства регионального развития РФ по разработке сводов правил, национальных стандартов, позволило выстроить грамотную профессиональную работу в техническом отраслевом нормировании.
Страдает качество законодательства. Только в 2011 году в Градостроительный кодекс РФ внесено более десяти существенных поправок, а сначала его вступления – более тридцати, это говорит о том, что законы принимаются форсировано, в спешке, без учета мнения профессионалов.
На основе анализа имеющихся на строительном рынке противоречий с целью улучшения делового климата в сфере инвестиционно-строительной деятельности автором вносятся ряд предложений:
1. Повысить уровень и качество правовой и нормативной базы, своевременно принимать подзаконные и ведомственные документы, упростить процедуры согласований и получения исходно-разрешительных документов для строительства объектов капитального строительства. Активно привлекать в этот процесс сообщество саморегулируемых организаций.
2. Для активизации жилищного строительства предоставлять льготные условия использования земли и других природных ресурсов, предусмотрев местными нормативными актами запрет спекулятивной перепродажи земельных участков. Внести кардинальные изменения в Земельный кодекс РФ (в сжатые сроки предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства объектов различного назначения, в том числе индивидуального жилья). Пока мы не можем преломить порочную тенденцию, существующую под лозунгом: «У нас земли – тьма, но над ней – тьма власти!»
3. Субъектам РФ принять программы развития базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов, долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан. В государственной политике должна произойти «перезагрузка» на создание условий для развития отраслевой индустрии, производства эффективных строительных материалов, ощутимой господдержки внедрения технологических инноваций и энергосбережения.
4. Обеспечить жесткий контроль за действиями монополий, прекратив необоснованные размеры платежей за подключение объектов капитального строительства к инженерной инфраструктуре.
5. Внести поправки в законодательство о госзакупках по отмене аукционов на объекты капитального строительства (закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), изучить положительный опыт отечественной и зарубежной практики проведения конкурсов с учетом предквалификации и опыта выполнения данных объектов участниками размещения заказа.
6. Для института негосударственной экспертизы проектной документации определить полномочия и меры ответственности перед заказчиками и обществом за выдаваемые экспертные заключения. При этом в только что принятый Закон № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо уже вносить поправки (необоснованные требования к аккредитации, которые должны носить заявительный характер; снижение количественного состава экспертов по инженерным изысканиям; расширить перечень объектов капитального строительства, проектная документация которых может направляться застройщиком (техническим заказчиком) по своему усмотрению в организацию негосударственной экспертизы).
7. Для малых предприятий снизить компенсационный фонд при вступлении в СРО до 50-100 тыс. рублей. Постепенно отказаться от формирования компенсационного фонда и поэтапно перейти на повышение роли системы страхования гражданской ответственности и строительно-монтажных рисков. Данный шаг позволит членам СРО уйти от «крепостного права» и пожизненного нахождения в одном Партнерстве.
8. Координацию вопросов ценообразования и сметного нормирования при нормативной обеспеченности со стороны федеральных органов исполнительной власти на местах передавать саморегулируемым организациям.
9. Создать министерства:
- Министерство строительства – для ведения единой государственной и технической политики в отрасли;
- Министерство жилищно-коммунального хозяйства – для системного решения нарастающих проблем в жилищно-коммунальной сфере и разработки нормативно-правовой базы (в связи с инфраструктурными рисками, катастрофическим износом всех коммунальных сетей страны, привлечение инвестиций, исследования работы управляющих компаний жилых домов и цивилизованного правового обеспечения этого института, регулирование тарифов и услуг в ЖКХ).
10. Для поддержания реального сектора экономики использовать льготные условия кредитования, выдавать ипотечные и банковские кредиты для жилищного и промышленного строительства под 6-8 процентов годовых.
11. Усилить роль статистики в достоверности и предоставление своевременной информации о предпринимательской деятельности в строительстве.
12. Для стимулирования экономической эффективности строительной отрасли необходимо выработать позиции создания правовой основы для инвестиционной активности предприятий, совершенствования налогового и таможенного администрирования, кредитно-денежной политики, формирования правовой среды государственно-частного партнерства, расширить права СРО на подачу исков в защиту своих членов Партнерства.
В поисках ответов на поставленные вопросы с точки зрения экономической теории можно утверждать: в настоящее время не изучены закономерности и факторы экономического роста в отраслевой динамике воспроизводства, показатели эффективности видов деятельности; не раскрыта сущность экономических явлений и каким образом формируется экономическое мышление для полноценного инновационного процесса.
Важно подчеркнуть, что в стране не создана научная школа саморегулирования в строительной отрасли. В данном контексте главной задачей национальных объединений с привлечением научных кадров является исследование условий повышения эффективности института саморегулирования и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах государственной власти, органах местного самоуправления.
Очевидно, что экономическая теория опирается на законы как исходные методологические посылки анализа, что не учитывается и порой не принимается во внимание законодателем при разработке правовой и нормативной базы саморегулирования.
Одним из методов экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи, выявление и сбор фактов, установление принципов, характеризующих реальное поведение субъектов строительного рынка, а также использование полученных результатов в дальнейшем развитии саморегулирования. На основании вышесказанного важно сконцентрировать внимание ученых и экспертов на структурных инновационных изменениях в отрасли, месте и роли института саморегулирования в экономической теории.
И это возможно при целенаправленной политике государства в области управления экономикой, исполнительными и законодательными органами Российской Федерации с привлечением профессионального сообщества.
Генеральный директор СРО НП «Строители Урала»,
кандидат экономических наук, заслуженный строитель России
Виктор Алексеевич Терентьев
Обсудить на форуме