Антон Мороз: Систему контрактования в строительстве нужно полностью менять | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 25/12/2018

Антон Мороз: Систему контрактования в строительстве нужно полностью менять

Антон Мороз: Систему контрактования в строительстве нужно полностью менять

У строительной отрасли должен быть собственный закон о закупках. Или даже два – отдельно по строительству и отдельно по проектированию и инженерным изысканиям. Только так можно будет справиться с недооценкой проектно-изыскательских работ на фоне общестроительных и обеспечить достойное качество всего строительства. Так считает член Советов НОСТРОЙ и НОПРИЗ, вице-президент ТПП СПб Антон Мороз. Свои соображения на сей счёт он изложил на страницах журнала «СТО – Строительство. Технологии. Организация».

Антагонизм в отношениях между заказчиком и подрядчиком заложен изначально. Не один десяток лет мы наблюдаем не стихающий конфликт между теми, кто заказывает строительство, и теми, кто его выполняет: одни постоянно жалуются на срыв сроков и некачественную работу, другие – на задержки выплат и необоснованные дополнительные требования. Есть ли возможность изменить укоренившуюся на рынке строительных работ ситуацию? Может ли государство поддержать строителей и каким образом?

Тендеры

Проблема взаимоотношений заказчиков и подрядчиков, особенно в части исполнения государственного заказа, очень серьёзно влияет на сроки, качество, объёмы строительства и общение заказчиков и фактических исполнителей. С одной стороны, мы имеем коммерческий заказ на строительство, где техническое задание формируется на основании запросов заказчика, который является основным плательщиком денежных средств.

Именно он указывает проектировщику, организациям строительного контроля и надзора необходимые требования и условия, которые он хочет видеть в своём объекте, и требует их обязательного исполнения. Структура, которая обеспечивает техническое задание и конкурс, чётко понимает, что хочет иметь по факту. Она нанимает того проектировщика, который не дешевле, а который профессиональнее; привлекает службы строительного контроля и надзора, технического заказчика, и пользуется профессиональным инструментарием, в том числе на экспертном уровне.

Это правильный подход. В такой ситуации формируется абсолютно объективная, адекватная цена, которая выносится на рынок и в рамках которой делается предложение. Сам заказчик чётко определяет того подрядчика, с которым он хочет работать, по тем критериям, которые он задал. По его опыту работы, по оснащённости кадрового состава, технической базы, по возможностям финансового участия в процессе строительства, решения тех или иных проблемных узлов и задач.

С другой стороны, мы имеем государственный муниципальный заказ в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-Ф3. Основная проблема всех строек – это отсутствие грамотного технического заказчика на строительстве. При малом строительстве заказ на квадратные метры формируют в основном муниципалитеты, детские сады, школы. МУПы, ГУПы. Предприятия государственного комплекса в части государственного управления через 44-ФЗ и 223-Ф3 сталкиваются с проблемой квалификации заказчика, которому приходится формировать заявку и проводить конкурсную процедуру, нанимать компанию и в дальнейшем принимать у неё работы. Сам заказчик абсолютно безграмотен в проведении закупки работ и не в состоянии обеспечить качественную приёмку и технический надзор за этими работами.

В основном, победителем в закупке становится организация, предложившая наименьшую цену. И через три месяца мы имеем либо недостроенный объект, либо объект, построенный с крайне низким качеством, который начинают переделывать заново. В рамках Федерального закона № 44-ФЗ о больших закупках ситуация тоже крайне неоднозначна. Крупные заказчики обладают собственными системами контроля исполнения заказа. Они пытаются обеспечить победу на аукционах именно тем поставщикам услуг, которые обладают необходимыми возможностями. Но мы всё равно имеем серьёзный перекос, когда за счёт демпинга входит группа компаний, называемая «Рога и копыта», снижает цену, выигрывает конкурс и тем же добросовестным поставщикам услуг пытается этот конкурс в дальнейшем перепродать. Она максимально занижает цену и тем самым подрывает качество работ и подводит её исполнителей. С другой стороны, появляются так называемые специально заточенные под собственных поставщиков конкурсы, что способствует развитию конкуренции и в результате приводит к увеличению цены на конкурсных процедурах, не создавая дополнительных преимуществ по качеству выполнения работ, в размере увеличения 30-35% по стоимости фактических работ на рынке. Это тоже проблема. Каким же образом её можно решить?

Во-первых, нужно полностью поменять систему контрактования в строительстве. 44-ФЗ и 223-Ф3 – это законы общего применения. Строительная отрасль крайне специфическая. В ней задействовано более 7 миллионов рабочих рук, работает огромное количество различных по своему профилю деятельности компаний. Без наличия системы квалификации, собственного закона по контрактованию проектных, изыскательских, строительных работ решить задачу допуска качественных исполнителей контрактов на площадку, а также задачи, связанные с ценообразованием и с уценкой стоимости проектно-изыскательских работ, будет невозможно. Должно быть два разных закона. Один должен описывать взаимоотношения заказчика и подрядчика, а также закупочных процедур в строительстве, а другой – описывать процедуру закупки в проектировании и инженерных изысканиях. Несмотря на то, что это единая отрасль, мы имеем достаточно серьёзный перекос внутри неё самой по недооценке проектно-изыскательских работ на фоне общестроительных.

Опять же, без двух разных системных законов по закупкам мы эту ситуацию не решим. А как мы понимаем, от инженерных изысканий и проектирования зависит практически всё, что связано с качеством работ и с применением современных инновационных технологий. Эти законы уже много лет готовятся национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей. По ним идёт активная работа с Министерством строительства и ЖКХ РФ, но в то же время мы имеем противовес в лице экономического блока правительства нашей страны, который не считает строительную отрасль исключительной.

Между тем, без принятия отдельных законов по конкурсным процедурам в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях решить ситуацию с закупками будет крайне сложно. От этого зачастую зависит и ситуация взаимоотношений заказчика и подрядчика на площадке. Если процедура закупки будет отрегулирована, то проблема взаимоотношений и допуск на площадку качественного подрядчика будет на 90% решена.

Ценообразование 

Далее, у нас достаточно большие проблемы с вопросом ценообразования. Уже несколько лет Минстрой России вырабатывает концепцию ценообразования в строительстве, переходит от одного метода оценки к другому. И до сих пор не принято однозначного решения. Вызывает беспокойство, что зачастую вопросом ценообразования занимается тот, кто непосредственно размещает заказ, и тот, кто проводит экспертизу той цены, которую заказчик считает правильной.

Не секрет, что в государственных закупках маржинальность строительных работ зачастую становится не 12-15%, а сводится до 0-2%, что фактически обесценивает стоимость работ строительных компаний. Заказы принимаются ради заказа, для того, чтобы обеспечить заработными платами работников предприятия. Мы при этом забываем об амортизации технической базы, что зачастую мы этим самым не допускаем профессиональных строителей до работы на более важных и более системных объектах. Понижая расценки строительных работ, мы обеспечиваем системное обесценивание этих работ в ущерб качеству, срокам, новым технологиям. Этот вопрос необходимо незамедлительно решить.

Правовая грамотность

Если государственный заказчик будет иметь необходимую системную проработанную позицию, которая будет ориентирована не на строительство за минимальные деньги в кратчайшие сроки, а на взвешенный подход к строительству качественного объекта за адекватную стоимость и сроки, то это очень упростит взаимоотношения серьёзного подрядчика с заказчиком. И мы знаем региональных подрядчиков, которые работают именно по принципу качественных работ: не берутся за недооцененные и обесцененные работы и чётко прописывают договорные отношения с заказчиком. У этих компаний не возникает проблем во взаимоотношениях с поставщиком услуги. Они в состоянии выйти на объект собственными силами, обладают необходимой технической, материальной, кадровой базой. Таких заказчиков нужно «создавать» как можно больше. То есть, кратные отраслевые заказчики должны быть у каждого из министерств. При этом должен быть заказчик, который может исполнить весь комплекс работ, но не будет являться единственный исполнителем, потому что тогда возникнет перекос в ценообразовании и в допуске на рынок компаний, которые в состоянии сочетать эти работы параллельно. Я считаю, что если у нас в каждом направлении отрасли будет несколько трестов, специализирующихся на определённых видах работ, то это принесёт определённую пользу для развития этих отраслей строительной промышленности, особенно специфических.

Сопровождение

Следующее необходимое условие исполнения качественных работ – это наличие проектировщика, который создавал бы объект не только на начальной стадии проектирования, но и сопровождал бы его на всех этапах строительства. Это позволит соблюсти технологическую и конструкторско-проектную линию, а также в любой момент вмешиваться в процесс производства строительных работ с целью недопущения обесценивания и ухудшения их качества. Проектировщик должен быть введён как представитель авторского и проектного надзора с момента создания ТЭО до момента ввода объекта в эксплуатацию.

Контроль

И последнее – это функция строительного контроля. Она осуществляется Минстроем и службами технического заказчика. Но при этом в строительной отрасли существует огромное количество федеральных заказчиков, у которых свои собственные задачи, своё видение постановки строительных работ. Мы считаем, что Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство социального развития и иные федеральные органы исполнительной власти должны заниматься непосредственно той деятельностью, ради которой они были созданы.

А строительной частью этих работ, не входя в технологические процессы, должны всё-таки заниматься именно строители и Минстрой России. Поэтому одной из основных наших задач является создание федерального технического заказчика и развитие на его базе, а также на базе коммерческих предприятий профессиональных служб строительного контроля, которые будут независимо отслеживать на каждом этапе строительства, особенно государственного, качество исполнения, сроки, стоимость, применимость тех или иных материалов на объектах, и тем самым будут чётко вести и обеспечивать исполнение заключённого договора. Это опять же позволит заказчику и исполнителю работ иметь чётко аргументированную позицию в отношении друг друга и не допускать взаимного обесценивания за счёт описании процедур.

Источник: журнал «СТО. Строительство. Технологии. Организация»

Темы: , ,


Обсудить на форуме