Что есть «РосКапСтрой»? | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Что есть «РосКапСтрой»?

Что есть «РосКапСтрой»?

Год упорного труда Минстроя РФ по созданию Службы единого технического заказчика бюджетных строек закончился рождением пустотелой структуры на базе скоромного образовательного учреждения при министерстве. Реальных денег структура, скорее всего не получит, библиотеку типовых контрактов - тоже. По мнению экспертов, созданный на бумаге институт - лишь формальность, необходимая Минстрою исключительно для отчета президенту на ближайшем «строительном» Госсовете.

В декабре 2015 года президентскому посланию к Федеральному Собранию, в котором глава государства распорядился централизовать работу по подготовке типовых проектов, строительной документации, выбору подрядчиков и создать специальную Службу единого технического заказчика в бюджетном строительстве, исполнился год.
Как уже рассказывал «Общественный контроль», ответственный за создание Службы министр строительства Михаил Мень сперва достаточно ретиво взялся за исполнение президентского поручения, но постепенно работа сошла на нет. Проект федерального закона, предусматривающего поэтапную централизацию функций техзаказчика, министерство подготовило лишь спустя полгода - к июню 2015-го. Контрольным сроком создания Службы был установлен конец 2015 года, а в 2016-2017 годах, как уверял представителей СМИ господин Мень, новая структура займется строительством первых объектов из АИП.

Впрочем, в начале 2016 года в пресс-службе Минстроя заверяли, что ничего нового о создании Службы сказать не могут, контрольные сроки по созданию структуры были продлены и «очень тяжелая история с точки зрения юридической и экономической» по созданию техзаказчика будет решена не раньше конца 2016 года.

Учить и заказывать

Тем не менее, уже 11 марта первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Леонид Ставицкий подписывает приказ о создании Федерального автономного учреждения «Роскапстрой»… на базе Госакадемии при министерстве. При этом Службе, помимо централизации функций заказчика и строительного контроля, «до кучи» добавляют и новый функционал, а именно - повышение профессиональных знаний специалистов в сфере градостроительства, строительства и ЖКХ, их аттестацию и сертификацию. То есть, по сути, министерство будет создавать некую синтетическую структуру - наделять юрлицо новыми функциями, по максимуму сохранив образовательный потенциал.

«Бренд Академии сохранится. Преемственность образовательной деятельности Академии будет обеспечена новым структурным подразделением “Роскапстроя” - Учебно-методическим и научно-экспертным центром “Академия строительства и ЖКХ”», - говорится в официальном сообщении Госакадемии. На дополнительные вопросы «Общественного контроля» о будущем академии, ее преподавательского состава и имущества в учреждении оперативно ответить не смогли, сославшись на проходящие в данный момент организационно-правовые изменения.

Напомним, Госакадемия при Минстрое РФ была создана в 2001 году при реорганизации путем слияния двух образовательных госучреждений - московского Института повышения квалификации и переподготовки кадров строительного комплекса и областного Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов строительной индустрии и промышленности строительных материалов строительного комплекса России.

Сейчас в Академии преподается около сотни учебных курсов повышения квалификации по различным направлениям строительства, проектирования, инженерных изысканий, ЖКХ, ведется дистанционное обучение, аттестация специалистов государственной и негосударственной экспертизы. Кроме того, учреждение оказывает услуги консалтинга и экспертизы закупочной документации, правовых актов, регламентирующих закупочную деятельность, сметного нормирования.

Помогает академия в проведении досудебной и судебной экспертиз, сертификации персонала и систем менеджмента. Ну и главное - академия, как говорится в оферте, может вести контрольно-надзорную деятельность в строительстве, самостоятельно проводить экспертизу проектов и даже кое-что понимает в ритуальных услугах - разрабатывает специальную документацию по размещению мест захоронения…

Впрочем, результаты работы академии особо успешными назвать нельзя. Согласно официальной отчетности (в открытом доступе есть только на 1 января 2015 года), доходы академии составили 192 млн рублей, но большая часть их - это доходы от собственности (135 млн рублей), платные услуги принесли казенной структуре всего 35 млн рублей. Расходы на тот же период составили 204,4 млн рублей, из которых 117 млн - фонд оплаты труда (зарплата - 92 млн рублей). На приобретение товаров и услуг учреждение потратило 82 млн рублей (42 млн из них - в прочие услуги).

Куда спешим?

Зачем же Министерству строительства понадобилось экстренно (вопреки заявлениям о предстоящих переговорах с другими ведомствами) создавать Службу техзаказчика, да еще и «сажать» ее, к удивлению многих участников рынка, на базу небольшого учреждения дополнительного образования? Причин может быть множество, но «Общественный контроль» позволил себе выделить две наиболее близкие к реальности.

Первая - предстоящий Госсовет при президенте, который будет полностью посвящен положению дел в строительной отрасли. Нетрудно догадаться, кто будет главным докладчиком и ответчиком на предстоящей сессии. И вряд ли глава государства забудет свое поручение от декабря 2014 года.

«Разумеется, вызывают большие сомнения такие резкие преобразования, тем более в канун проведения Госсовета при президенте, который, как мы знаем, будет полностью посвящен строительству, - подтверждает нашу мысль генеральный директор НП “Индустрия Сервейинг”, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Юрий Павленков. - Складывается ощущение, что Минстрой пытается накануне отчетного мероприятия, на котором у президента возникнут к министерству вполне обоснованные вопросы, лихорадочными организационно-административными заплатками прикрыть себе, скажем так, тыл, создать видимость бурной деятельности».

По словам господина Павленкова, создание на базе образовательного учреждения единого заказчика - это административный, институциональный, правовой нонсенс. «Каким образом государство может делегировать учебному, а скорее, даже исследовательскому институту, функции, полномочия и обязательства совершенно самостоятельного органа власти? Это колоссальная работа, громадная ответственность. У строительного сообщества этот шаг вызывает только оторопь и онемение. Это непонятный шаг с точки зрения организационной, кадровой и общего встраивания в ведомственную вертикаль», - добавляет эксперт.

Более осторожен в оценках член Федерального межотраслевого совета «Деловой России», советник губернатора Калиниградской области Михаил Викторов: «Спешка к Госсовету, конечно, есть, но что касается именно Госакадемии, то я думаю, что идет просто некая подмена учреждений. Известно, что для любого создающегося юрлица нужно определять юридический адрес и постоянное место размещения. И помещения, которыми заведует Академия Минстроя, вполне подойдут для новой структуры. Мне кажется, что речь идет именно об этом - на этой площадке создать объединенную службу, чтобы она могла достаточно быстро, без проволочек с регистрацией, приступить к своим обязанностям».

По мнению эксперта, сейчас министерство будет расставлять приоритеты, и в этом случае прямой президентский указ, конечно, перевесит профессиональное образование, поэтому в скором времени Госакадемии предстоит переезд. «Дальше со стороны заказчика будет централизация адресных программ, что тоже не быстро. А дальше уже выход на централизованный заказ и создание подразделений в регионах», - уверен господин Викторов.

Денег не будет!

Но будет ли вообще создан единый государственный распорядитель бюджетных средств - большой вопрос. И это вторая возможная причина столь оперативного создания института технического заказчика.

Напомним, на сегодня в России существует более 200 заказчиков строительства - стройкой занимаются и Минобразования, и Минспорт, и Минздрав, и прочие ведомства. Ранее планировалось, что все министерства (кроме Минтранса и Минобороны) отдадут полномочия по закупке строительных работ единому заказчику, а это, по официальным данным, 400 млрд рублей в год, а по неофициальным - триллионы рублей. Дело в том, что единый заказчик должен был забрать бюджеты на стройку не только федеральных ведомств, но и получить контроль над объектами стратегических предприятий, субъектов естественных монополий, госкорпораций или госкомпаний.

«Я уверен, что совокупный объем средств в распоряжении Службы в итоге окажется совсем не 400 млрд рублей, а существенно выше. Ведь служба возьмет на себя и все инфраструктурные расходы бюджета. А в том же ЖКХ совершенно иной порядок сумм, нежели в жилищном строительстве, и исчисляется он десятками триллионов рублей минимум, а максимума там нет - я даже не хочу называть эти астрономические цифры», - говорит Юрий Павленков.

По словам Михаила Викторова, процесс создания структуры затянулся не только по вине Минстроя. «Чтобы вы понимали - оппонентов у новосозданной службы заказчика более чем достаточно. Прежде всего, это остальные федеральные ведомства, которые, разумеется, не хотят терять контроль над своими бюджетами. Это напрочь лишает тот же Минздрав и Минкульт политического веса. И эти ведомства вовсю пользовались всеми доступными методами для затягивания процесса, а этих методов достаточно - согласования чиновники могут растягивать до бесконечности», - делится прошлым опытом господин Викторов.

На этой волне эксперты уже начали примерять корону «главному кассиру» всея Руси, ведь получив контроль над средствами всех АИПов страны и бюджетами госмонополий, будущий глава «Роскапстроя» оказывался бы если не вторым, то как минимум третьим человеком в стране по своему политическому влиянию. На этот пост, к слову, прочат покинувшего министерство совсем недавно Юрия Рейльяна, который, по сути, контролировал стройку в олимпийском Сочи, а также высокопоставленных чиновников стройкомплекса московской мэрии и «топов» из Татарстана.

Но возвышение на политический Олимп суперчиновника, судя по всему, откладывается. Как заявил в интервью «РИА Новости» Михаил Мень, «Роскапстрой» действительно будет заниматься «строительством объектов в рамках реализации программ Минстроя, а также выполнять функции строительного контроля по другим важным государственным объектам». Но главной функцией новой структуры станет отнюдь не аккумулирование средств всех ГРБС и госкомпаний, а лишь координация внедрения проектов повторного применения.

«Механизм использования проектов повторного применения, поставленный на правильные рельсы, даст еще больший эффект, нежели централизация единого госзаказа в одной структуре», - этой фразой Михаил Мень, с одной стороны выпотрошил Службу единого технического заказчика, превратив ее в очередной надзорный орган лишив ее денег и влияния, а с другой - дал ей жизнь. Ведь когда Служба перестала претендовать на бюджеты других министерств, они с легким сердцем подписали все необходимые согласования.

Но самое забавное в этой ситуации то, что и к типовым проектам Службу тоже не подпустили. Держателем реестра проектов повторного применения (таковых сейчас 226) по решению министерства стал не «Роскапстрой», а другое «дочернее» ведомство - Главгосэкспертиза. Господин Мень не исключил, что со временем, после того как выстроится система с институтом типовых проектов, Службе заказчика будет передана и сама библиотека проектов, пока же «Роскапстрой» будет выступать в роли координатора и контролера.

Источник: «ОК-информ»

Темы: , ,


Обсудить на форуме