Делать реформы в РФ сложнее, чем бизнес | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Делать реформы в РФ сложнее, чем бизнес

Всемирный банк и Международная финансовая корпорация опубликовали доклад "Doing Business-2011". Экономический кризис заставил правительства 117 стран из 183, представленных в докладе, ускорить реформы деловой среды. Положение России ухудшилось, как и в предыдущих докладах, главная причина снижения рейтинга РФ на семь пунктов, как и в прошлом году,— на фоне остальных стран реформы в РФ просто не проводились.

Восьмой ежегодный совместный доклад Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (МФК) "Doing Business-2011. Making a difference for entrepreneurs" ("Ведение бизнеса-2011. Улучшение условий для предпринимателей"; DB-2011) стал отражением реформаторских усилий правительств, которые в один голос заявляли об экономическом кризисе как об уникальной возможности для преобразований деловой среды. Результат отражает рейтинг показателей 183 стран, которые участвуют в исследовании, а место страны в рейтинге DB является признанным ориентиром для инвесторов.

Россия (а точнее, Москва) выглядит в рейтинге DB-2011 аутсайдером. С июня 2009 по июнь 2010 года РФ опустилась в рейтинге на семь пунктов — до 123-го места по соседству с Уругваем и Угандой. Рейтинг РФ снижается с 2002 года.

Особенностью методологии ВБ и МФК является то, что оценка ведения бизнеса осуществляется исключительно для малых и средних компаний-резидентов, не учитывая степени концентрации капитала на национальных рынках. Рейтинг составляется на основе опроса юристов, сопровождающих стандартные бизнес-процедуры (например, постройка двухэтажного книжного склада на окраине города), в крупнейших городах или столицах стран рейтинга DB. Он не учитывает макроэкономической ситуации, коррупции, вопросов безопасности и устойчивости финансовой системы. Место страны в рейтинге и его динамика оцениваются на основе десяти показателей с одинаковыми весами в общем индексе: регистрация и ликвидация предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, налогообложение, получение кредита, международная торговля, защита инвесторов, наем работников, обеспечение исполнения контрактов.

Отчасти снижению рейтинга РФ в DB-2011 способствовало изменение методологии. В исследовании 2011 года использовалось девять показателей вместо десяти в DB-2010 — как пояснила "Ъ" соавтор доклада Светлана Багаудинова из МФК, показатель "наем на работу" не использовался из-за изменения методологии подсчета. Именно в миграционной политике РФ в 2010 году произошли некоторые позитивные изменения. Изменение методологии не повлияло на состав первой десятки лидеров рейтинга 2011 года, возглавляют который Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Великобритания и США. Лидером посткризисных реформ на этот раз признан Казахстан. В десятке наиболее преуспевших реформаторов — Руанда, которая "проводит постоянные реформы регулирования предпринимательской деятельности", Кабо-Верде и Замбия, Перу, Вьетнам, Таджикистан, Венгрия, Гренада и Бруней.

В рейтинге качества условий ведения бизнеса 2011 года Казахстан занял 59-е место, "перешагнув" за год сразу 15 позиций. Среди основных реформ, проведенных в стране, исследователи выделяют четыре — они касаются регистрации и ликвидации предприятий, получения разрешений на строительство, защиты инвесторов и международной торговли. Были фактически обнулены требования к минимальному капиталу и устранена необходимость договора о создании компании, открыто "одно окно" для компаний ЖКХ в соответствии с новыми правилами техрегулирования, ужесточились требования к раскрытию информации в отчетах компаний. Наконец, Казахстан улучшил внешнеторговые условия, "модернизировав таможню, включая применение системы управления рисками и автоматизацию". Лишь один из девяти показателей рейтинга Казахстана — "кредитование" — из-за проблем в финансовой системе республики потерял три пункта.

Утешительным для России может выглядеть тот факт, что среди стран Восточной Европы и Центральной Азии положение России не изменилось: она, как и в 2010 году, занимает четвертое место с конца, закрывают список Таджикистан, Украина и Узбекистан. Авторы отмечают реформы, проведенные в РФ: режим "одного окна" для строительных разрешений в землепользовании, "серия законодательных мер", направленных на улучшение процедуры банкротства. Но ни один пункт рейтинга в DB-2011 для России так и не был повышен.

"Негативных изменений не произошло,— поясняет положение РФ Светлана Багаудинова.— Рейтинг — понятие динамическое и учитывает не только то, что делается в стране, но и то, что делается вокруг. Другие страны просто более активно осуществляли реформы". По ее мнению, "Россию тянут вниз" проблемы с получением разрешения на строительство (тут РФ худшая в мире), которые "тесно связаны с новыми техническими стандартами"; неадекватное регулирование внешнеторговой деятельности (экспортеру надо собрать восемь документов в РФ и четыре в Сингапуре) и проблемы с регистрацией предприятий, для которой в Сингапуре и Новой Зеландии нужно пройти две процедуры, отправив заявку онлайн (в России — девять в офлайн).

Как признают в МФК, если бы условия для ведения бизнеса в РФ оценивались по Казани, место РФ в международном рейтинге сразу поднялось бы на 50 пунктов. В 2009 году МФК и ВБ провели подобное исследование в российских регионах, и деловой климат в Москве оказался худшим — лучше всего выглядела Казань (см. "Ъ" от 23 октября 2009 года). Госпожа Багаудинова сообщила "Ъ": правительство уже заказало повторное исследование по той же методике — практики, которые будут выявлены по его результатам, попытаются распространить на регионы.

Алексей Шаповалов


Обсудить на форуме