Депутаты Госдумы защитили независимость СРО | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Депутаты Госдумы защитили независимость СРО

Поправки в Градостроительный кодекс предотвратили попытку создания коммерческого квазиминистерства на базе Национального объединения проектировщиков (НОП). В начале июля Госдума РФ приняла данные поправки, фактически поставив точку в конфликте вокруг Национальных объединений саморегулируемых организаций СРО). Депутаты приняли поправки, оставившие нацобъединениям только представительные, информационные и координационные функции. Теперь им законодательно запрещено вмешиваться в дела СРО. Вчера эти поправки утвердил и Совет Федерации.

Напомним, что саморегулируемые организации в соответствии с действующим законодательством должны, в свою очередь, входить в обязательные национальные объединения. Заседание Совета Национального объединения проектировщиков (НОП), состоявшееся 2 июля (то есть еще до принятия депутатами поправок в Градостроительный кодекс), чем-то напоминало рейдерский захват промышленного предприятия: охранники ЧОПа на входе в зал, бурное выяснение отношений. Часть членов совета решила сместить слишком, по их мнению, «демократичного» президента НОПа, известного московского архитектора Алексея Воронцова. Формально руководство перешло к вице-президенту – Анвару Шамузафарову. Президент НОПа был лишен советом права финансовой подписи, хотя де-юре такой «переворот» не легитимен – окончательное решение может принять только Всероссийский съезд НОПа.

Причина поспешных действий новоиспеченных «бюрократов на общественных началах» в том, что Воронцов – убежденный противник наделения НОПа избыточными контрольными функциями. А другие члены Совета некоммерческого объединения – Анвар Шамузафаров (бывший глава Госстроя РФ), Виктор Опекунов (бывший депутат Госдумы, исполнительный директор НП «Союзатомпроект»), Александр Першин (руководитель аппарата НОПа) – считают иначе. Как выразился Александр Першин, передача нацобъединениям контрольных функций для осуществления проверок деятельности их членов необходима, так как «история еще не знает убедительных примеров, когда совещания и рекомендации смогли приструнить нарушителей закона. Для этого нужны реальные полномочия».

В неформальных беседах многие руководители проектных организаций признают, проблема была предопределена тем, что изначально бизнесмены отнеслись к СРО легкомысленно, как к очередной нелепой формальности, и не принимали активного участия в их работе. Поэтому в исполнительные органы объединений устремились бывшие высокопоставленные чиновники, увидевшие в этих структурах источник собственного благополучия. Такое впечатление, что бюрократическое лобби задалось целью узурпировать «общественную», то есть как бы «ничейную» власть. В частности, речь шла о выдаче допусков, аттестации работников, а также о разнообразных мелких, но очень важных и «взяткоемких» контрольных функциях. По сути, родился волюнтаристский и авантюрный проект создания нового «квазиминистерства» на базе НОПа.

Впрочем, концептуальное противостояние «бюрократов» и «демократов» в НОПе имело и вполне конкретное финансовое содержание. Президент Воронцов, назначивший себе зарплату в 1 руб., выступал против заграничных командировок с неясными целями. Кроме того, он был против назначения премий за непонятные заслуги. Естественно, Воронцов сразу стал для аппарата НОПа чуть ли не «предателем». Общий годовой бюджет НОПа составляет около 89 млн. руб., при этом фонд заработной платы для аппарата – 34 млн. руб. А вот у руководителя аппарата НОПа Александра Першина зарплата – 195 тыс. руб. плюс регулярные премии, в итоге его управленческие услуги обходились проектировщикам в 250 тыс. руб. ежемесячно. Как расходовались выделенные аппарату суммы, совершенно непонятно. Дело в том, что только в феврале с.г. на заседании Совета НОПа Першину было поручено разработать положение о командировочных для членов совета (с включением пункта о расходах). Судя по протоколу заседания совета (документы имеются в редакции), с 11 августа 2009 года по 16 февраля 2010-го аппарат НОПа жил без штатного расписания, утвержденной сметы расходов и прочих формальностей.

В итоге, чтобы не допустить превращения нацобъединений в квазиминистерства, потребовалось вмешательство властей. О том, что формирование органов, руководящих деятельностью СРО, недопустимо, высказались президент Дмитрий Медведев, председатель комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. Наконец, эта позиция закреплена и в Градостроительном кодексе. По словам Воронцова, после принятия поправок в Градостроительный кодекс на сентябрьском съезде НОПа будут приняты изменения в устав, которые превратят Совет НОПа в рабочий орган, чтобы аппарат занимался своими обязанностями, а не выступал с бюрократическими инициативами. Также будет предложено уменьшить сумму ежегодных отчислений с каждой проектной организации. Разросшийся бюджет – дополнительный соблазн, так как на сегодня львиная доля расходов – это содержание аппарата НОПа.

Казалось бы, здравый смысл победил. Но рядовым членам НОПа и СРО не стоит утрачивать бдительность. Единожды почуяв запах денег, бюрократы и чиновники «старой закалки» так просто не отступят.

Сергей Киселев


Обсудить на форуме