ЭПР: Отрасль учится саморегулироваться | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

ЭПР: Отрасль учится саморегулироваться

Проблема формирования института саморегулирования в энергетической области стала одной из самых обсуждаемых на конференции «Энергоэффективность-2010. Саморегулирование и перспективы развития», прошедшей в Москве.

И неудивительно: энергоаудит, энергетические обследования, СРО – эти термины в последнее время приобретают все большую актуальность, но как подойти к решению многочисленных проблем в области саморегулирования при той нормативной базе, что существует в настоящее время, пока мало кто знает.

Представители Государственной думы, Общественной палаты, руководители СРО в области строительства и проектирования, сотрудники страховых компаний и ведущих профильных вузов попытались обозначить, в том числе, самые явные «пробелы» на пути формирования института саморегулирования и внесли предложения по их устранению.

Правильно ли поняли?

В рамках конференции обсуждались государственная стратегия повышения энергетической эффективности в целом, передовые технологии энергосбережения, а также изменения в законодательстве и новые требования, предъявляемые к участникам энергетического рынка.

Но, пожалуй, самой обсуждаемой темой стало введение саморегулирования в области энергетического обследования и новые требования, предъявляемые к энергоаудиторам.

Со вступлением в силу закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязательному энергетическому обследованию подлежат промышленные предприятия, бюджетные организации, жилищный сектор. Первое энергетическое обследование необходимо пройти до 31 декабря 2012 года и проходить повторные не реже, чем раз в пять лет.

В законе предусмотрено, что проводить энергоаудит могут только члены саморегулируемых организаций (СРО) в области энергоаудита. На саморегулируемые организации возложены функции по разработке стандартов и правил, регламентирующих порядок проведения энергетических обследований, оформления энергопаспорта, расчета потенциала энергосбережения, документов, определяющих требования по контролю качества договорной и отчетной документации при проведении работ в области энергетических обследований.

Введение саморегулирования в области энергетических обследований, а также новые требования к энергетическим паспортам вызывают много вопросов. Масса противоречий и отсутствие единых стандартов, мягко говоря, затрудняют реализацию части закона, касающейся, в том числе, саморегулирования в энергетической отрасли.

Сергей Мартюшов, ведущий советник Комитета по энергетике Государственной думы:

– Закон об энергосбережении был принят и действует. Что можно сказать об этом нормативном акте? Если при рассмотрении в первом чтении он, в основном, представлялся законом для энергосбережения в ЖКХ, то окончательный его текст содержит очень большой потенциал норм государственного регулирования в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности. Сегодня стоит вопрос правильного понимания этих норм и полноценной реализации положений путем создания адекватной системы подзаконных актов. К сожалению, как обычно это бывает, разработка этих подзаконных актов задерживается.

Если требования к энергетической эффективности, к составлению региональных муниципальных программ, к введению обязательных приборов учета прописаны в законе достаточно подробно, то работа организаций в области энергетических обследований требует большой работы в области подзаконных актов. В частности, как будут обследоваться органы государственной власти? Как саморегулируемые организации будут обследовать режимные объекты? Все это требует уточнения.

В Комитете по энергетике понимают исключительную важность этого закона. В эту сессию предполагается провести круглый стол для обсуждения нормативных актов к закону № 261.

Распределение ролей

По мнению генерального директора ЗАО «НТЦ «Промышленная безопасность» Владимира Котельникова, для того чтобы система энергоэффективности в России действительно работала, роли всех участников рынка должны быть четко прописаны.

– Включение СРО в треугольник отношений «государство – бизнес – потребители» позволяет отчасти сгладить противоречия, наладить систему обратной связи, способствует более эффективному взаимодействию участников. Основная задача СРО в области поддержания бизнеса – создание конструктивного диалога бизнеса с государством. Это работа по устранению барьеров, противоречивших законодательству, и экономически необоснованных ограничений.

Подавляющее большинство участников дискуссии согласились, что сокращение государственного вмешательства в развитие бизнеса и передача управления всеми процессами в руки профессионалов должны существенно улучшить ситуацию на рынке, которую можно коротко охарактеризовать как коррупционную.

С введением саморегулирования появится равноправный субъект управления, участвующий в подготовке и принятии правил, регулирующих собственную предпринимательскую деятельность, но при этом принимающий на себя дополнительные требования и ответственность перед потребителем производимых товаров и услуг. СРО по силам обеспечить защиту интересов своих участников на рынке и перед государством. В то же время они вынуждены будут очень избирательно подходить и к собственным членам.

Путем выработки и внедрения в СРО стандартов качества, кодексов поведения, механизмов досудебного решения споров можно добиться значительного повышения качества продукции, работы и услуг.

Подводные камни

Основная цель энергоаудита – получение объективных данных об объеме используемых ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, потенциала энергосбережения. При этом специалисты ряда крупных институтов проанализировали нормативно-методические документы, регламентирующие порядок энергообследований, и установили, что при оценке энергетической эффективности оборудования практически не учитывается его техническое состояние. В крайнем случае, энергоаудитор рассматривает работу по оценке технического состояния оборудования как дополнительную задачу. В то же время одной из целей энергоаудита провозглашена оценка долей энергетических потерь, которые связаны с ухудшением технического состояния оборудования и систем.

НТЦ «Промышленная безопасность» предложил Минэнерго включить работы по оценке технического состояния оборудования, эксплуатируемого на опасных производственных объектах, в перечень обязательных работ по энергетическим обследованиям.

Анатолий Либет, руководитель рабочей группы по энергосбережению Общественной палаты:

– Мы получили своего рода дорожную карту, которая позволяет шаг за шагом продвигаться по пути повышения эффективности экономики. Но, как известно, карта в руках и реальная дорога могут сильно отличаться. Препятствия, как мне кажется, содержались уже в самом тексте закона. Закон имеет примерно следующую концепцию: «Наша экономика больна, давайте ее лечить! А чем она болеет и как, давайте определим в следующем году».

Закон был принят в ноябре прошлого года, а в августе прошлого года закончилось формирование бюджетов на уровне регионов, муниципалитетов. Денег в этом году на проведение базового, начального этапа аудита у регионов нет. Пытаются что‑то сделать, но серьезная работа, я думаю, начнется со следующего года. Поскольку денег у регионов нет, эксперты рабочей группы попросили нас провести энергообследование в Московской области. Мы заключили соглашение с Минздравсоцразвитием и провели обследование более тридцати объектов, которые находятся на балансе этого ведомства: поликлиники, дома престарелых и т. д. Картина, конечно, удручающая. Такое впечатление, что энергетики впервые за многие десятилетия пришли на эти объекты. Нет паспортов, оборудования и много другого.

Мы сделали заключение, что энергоаудитор должен быть энергетическим менеджером, призванным навести порядок и не только повысить энергоэффективность, но и снизить аварийность энергохозяйства.

От того, насколько профессионально и грамотно проведен энергоаудит, зависит само принятие решения о внедрении каких‑то новых энергосберегающих технологий, расчет экономического эффекта и заключение энергосервисного контракта, а в дальнейшем и сервисное обслуживание энергетического хозяйства.

Ну и еще один аспект, который определяет роль энергоаудита,– это, конечно, масштабы работы. Масштабы колоссальные. Они сейчас не очень видны. У нас еще два года есть, чтобы довести до ума нормативные документы, создать СРО. Но, на самом деле, времени уже нет никакого. Масштаб работы определяет и требования к деятельности по энергоаудиту. Поскольку пока все только начинается, зарегистрировано 16 СРО. Но уже появляются достаточно системные вопросы, которые требуется решать на государственном уровне. Нет единой методологии, а от этого зависит и принятие решений руководителями организаций – что делать дальше, а также подготовка ЭСК. Нет единого подхода к ценообразованию на услуги по энергоаудиту. Должен быть единый подход, единая организация. Нужно хотя бы методологию выработать.

Должны быть выработаны единые правила игры. Мы посмотрели, как формируются конкурсы на проведение энергоаудита. Например, в Московской области был проведен конкурс на энергоаудит. Требования: наличие двух докторов наук – энергоаудиторов. С какого перепуга? Непонятно. Или, например, требуется опыт работы десять лет. Энергоаудит только недавно появился, а тут нужен десятилетний опыт!

И вот эти системные вопросы, которые возникают в области энергообследования, наводят на мысль, что необходимо Национальное объединение энергоаудиторов, СРО, которая бы вопросы решала системно. Если по‑простому, нужен такой профессиональный лоббист.

О чистоте и сплоченности рядов

Кстати, идея создания Национального объединения энерго­аудиторов неоднократно звучала на конференции. Но, опять же, пока мало кто четко представляет, как это можно сделать. Опытом поделился Александр Малиновский, президент Межотраслевой ассоциации энергоэффективности и нормирования (МАЭН):

– Энергетическое обследование – это основа энергосбережения. При этом при проведении данных работ должна учитываться специфика решаемых задач, предлагаемых решений, спе­цифика расчетов нормативных показателей, расчета технико-экономического обоснования внедрения энергосберегающих мероприятий и оформление, согласование отчетной документации. Энергообследование – это специфический вид работ, выполнять которые может организация, имеющая подготовленных специалистов, соответствующие методики и, самое главное, опыт работы в энергетике. В связи с этим существует необходимость отбора организаций, которые бы могли осуществлять данную работу. СРО начинают этим активно заниматься, но, тем не менее, начиная с 2005 года по конец 2009 года всю подготовительную работу по ведению реестра энергоаудиторских фирм вела наша ассоциация. Мы проводили экспертизу документов, делали заключения и по положительным заключениям выдавали свидетельства о включении в реестр Минэнерго. Кроме того, следили за исключением из реестра недобросовестных.

Нами разработана система добровольной сертификации. Мы дорабатываем этот инструмент и приспосабливаем к реалиям сегодняшнего дня, но в рамках действующей системы добровольной сертификации у нас уже сертифицировано около четырех тысяч участников системы добровольной сертификации. Несмотря на создание СРО, мы продолжаем вести этот реестр. Почему? За период нашей деятельности у нас в базе данных присутствовало около семисот энергоаудиторских фирм. Реестр регулярно обновлялся, и сейчас мы можем говорить о ста шестидесяти компаниях. Это профессиональные компании, которые готовят специалистов. Все остальные шестнадцать СРО – это люди, которые пришли в энергоаудит, может быть, не до конца понимая, что к чему. Это не профессиональные энергоаудиторы.

Павел Жбанов, проректор Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС):

– Когда мы говорим о становлении института саморегулирования в сфере энергетики и обращаемся к 261-му закону, мы, в целом, говорим пока об одном из составных элементов. Бесспорно, важных, но одном из… Это энергетические обследования. То есть у нас получается, что саморегулирование в сфере энергетики – это саморегулирование в сфере энергоаудита. Однако энергоаудит – не самоцель, а диагностика проблем, лишь первый шаг в достижении конечного результата – обеспечения энергоэффективности. Предмет саморегулирования в сфере энергоаудита только тогда будет системным и полноценным, когда мы выстроим всю систему обеспечения энергоэффективности.

По словам господина Жбанова, комплексно решить задачу обеспечения энергоэффективности, становления саморегулирования в рамках имеющейся законодательной базы можно путем нахождения одного и того же НП в различных сферах саморегулирования.

– И еще один момент, – добавил Жбанов. – Когда мы говорим о комплексном решении задач достижения энергоэффективности, очень важно увязать становление саморегулирования в сфере энергоэффективности с разрешением задач инвестиционной политики в сфере энергоэффективности. Можно структурировать как угодно, что угодно, но, если инвестиционное направление не будет развиваться параллельно, вопросы, связанные со становлением саморегулирования, обречены оставаться без ответа.

Евгения ДУШАНИНА


Обсудить на форуме