Контрольная госзакупка | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Контрольная госзакупка

Федеральная антимонопольная служба России в понедельник опубликовала свод законодательных инициатив, меняющий принципы контроля за монополиями, — третий антимонопольный пакет.

«После принятия «второго антимонопольного пакета» законов мы больше не хотели ничего менять в законодательстве, хотели наработать правоприменительную практику. Но правительство предоставило ФАС честь начать процедуру вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития. Поэтому и возникла необходимость разработки «третьего антимонопольного пакета» законов», — ранее говорил глава ведомства Игорь Артемьев.

Изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях, закон о защите конкуренции, в Уголовный кодекс и другие законы.

Поправки разделены на три группы: расширение полномочий правительства для борьбы с монополиями, дополнительные полномочия ФАС и ужесточение санкций в отношении участников рынка.

Законопроект уточняет критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной доминирующей на рынке компанией, предусматривается соотнесение этой цены с биржевой.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил.

Кроме того, законопроект предусматривает, что при определении монопольно высокой цены могут учитываться и внебиржевые индикаторы цен, «установленные на мировых рынках». Штрафы за установление монопольно высоких цен остались на прежнем уровне — до 15% годового оборота компании (в таком масштабе санкции до сих пор не применялись, максимальный размер предъявленного штрафа — 4,5% оборота).

Вводится новый состав правонарушения для участников оптового и розничного рынков электрической энергии. Они будут наказываться, если произвели экономические или технологические действия, которые способствовали «значительному изменению цен на электричество».

ФАС также предлагает уточнить определение понятий «координация экономической деятельности», «вертикальное соглашение», «государственные или муниципальные преференции». В частности, к числу государственных и муниципальных преференций законопроект предлагает относить предоставление органами госвласти или муниципалитетами гарантий банкам по кредитам. Давать гарантии можно будет только по кредитам предприятиям, которые вписаны в программу господдержки.

Одна из новаций ужесточает санкции при нарушении закона о госзакупках, оценил руководитель корпоративной практики компании «ФБК-право» Александр Ермоленко. «Штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета торгов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Ряд поправок расширяют полномочия ФАС, в частности по контролю за госзакупками. Предусматривается возможность предписаний в адрес организаторов электронных торгов, нарушивших антимонопольное законодательство.

ФАС получит право аннулировать итоги торгов.

Михаил Евраев, начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС, уточняет, что третий пакет имеет косвенное отношение к госзакупкам. «Сектор регулируется отдельным законом», — заметил он.

ФАС намерена закрепить право на ведение «реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением». Также уточняются порядок уведомления компаний о проведении проверки и требования о предоставлении информации о товарах и услугах. За несвоевременное представление информации предусматривается штраф.

Ведомство предлагает добавить полномочий и правительству в части регулирования естественных монополий. Законопроект предлагает предоставить исполнительной власти право «устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся и реализуются товары в сферах естественных монополий».

Но региональным и муниципальным властям полномочия урежут. Им запретят взимание с бизнеса не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных услуг.

«Третий антимонопольный законопроект» был обнародован ФАС после скандального совещания в правительстве 9 февраля. Оно было посвящено итогам деятельности топливно-энергетического комплекса в 2010 году и задачах на 2011 год и проходило при участии Владимира Путина.

Премьер тогда выказал недовольство спекулятивным ростом цен на топливо и электричество. В ответ глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что рост цен вызван мошенническими действиями посредников. Он пообещал внести в Госдуму пакет поправок, который бы помог устранить пробел в законах.

В понедельник ФАС не прокомментировала публикацию «третьего антимонопольного пакета».

Эксперты скептично оценивают инициативы ФАС. «Ничего революционного в поправках нет, лишь точечная настройка – законодательство будет более гибким. Но ожидать, что цены монополистов упадут после принятия этих поправок, не стоит», — уверен Александр Ермоленко.

По его словам, поправки «не изменят ситуацию в монополизированных отраслях, но позволят эффективнее влиять на решения некоторых топ-менеджеров».

Аналогичного мнения придерживается глава департамента госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин: борьба с монополиями в предвыборный год станет инструментом для решения политической задачи — снижения инфляции.

«Естественные монополии стали одним из ключевых генераторов инфляционных процессов, а противодействие росту цен снова становится приоритетом для правительства», — говорит Калинин.

По его мнению, карательными мерами службе не удастся изменить ситуацию. «Законопроект опирается на понятие «экономически и технологически необоснованных действий», то есть необоснованность любого действия придется доказывать в суде, и позиция энергетиков, как профессионалов в оформлении производства и продажи энергии, оказывается заведомо сильнее», — добавляет Калинин.

Одна из новелл в пакете поправок расширяет круг лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях. В настоящее время такие дела могут рассматривать только руководитель ФАС, его заместители; а также руководители территориальных органов ФАС и их заместители, отмечает старший юрист компании «Грант Торнтон» Тамара Сивак. «Попытка наделить начальников структурных подразделений полномочиями по рассмотрению административных дел предпринимается ФАС не впервые. Не стоит исключать, что расширение круга лиц, наделенных правом вынесения решений, может привести к нарушению прав хозяйствующих субъектов – участников соответствующих административных разбирательств», – считает Сивак.




Обсудить на форуме