Кризис саморегулирования. Можно ли его избежать? | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 14/03/2014

Кризис саморегулирования. Можно ли его избежать?

Юрий

Со всей остротой встали вопросы сохранности компенсационных фондов (КФ) саморегулируемых организаций стройкомплекса, ставшие самой актуальной темой не только для стройкомплекса, но и для экономики страны в целом. Эта тема получила большой резонанс как в профессиональном сообществе, так и в обществе в целом. Ведь нерешение вопроса сохранности КФ в связи с отзывом лицензий у ряда российских кредитных организаций ставит под угрозу не только саморегулирование стройкомплекса, но и всю отрасль строительства. Между тем, действующее российское законодательство уже содержит необходимые положения для принятия оперативных административных решений в целях обеспечения безопасности и устойчивой деятельности саморегулируемых организаций.

Юрий Мхитарян

Председатель Комитета по строительству объектов связи, телекоммуникаций и информационных технологий НОСТРОЙ, член Экспертного Совета по градостроительной деятельности при Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству, д.э.н.

В условиях участившихся случаев отзыва лицензий у российских кредитных организаций и роста банкротства банков становится актуальным решение ряда задач, основными из которых являются:

1.  Повышение ответственности СРО за сохранность КФ.

Действующее законодательство определяет ответственность СРО стройкомплекса за сохранность компенсационного фонда.

В частности, оно требует:

  • осуществлять выплаты из средств компенсационных фондов исключительно для возмещения ущерба;
  • восполнять компенсационный фонд при осуществлении выплат из него по причине нанесения ущерба третьим лицам;
  • размещать компенсационный фонд только в российских кредитных организациях.

Потеря компенсационного фонда или его уменьшение не вследствие нанесения ущерба и причинения вреда третьим лицам, не является правонарушением со стороны саморегулируемых организаций стройкомплекса. СРО не могут и не должны нести ответственность за уменьшение или потерю компенсационных фондов в российских кредитных организациях, т.к. никто не может нести ответственность за действие, которое в момент его совершения не признается правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).СРО стройкомплекса имеют право ожидать от государства возмещения КФ в случае их уменьшения в российских кредитных организациях на основе ст. 53 Конституции РФ и ст. 1069 Гражданского кодекса РФ.

2.  Обеспечение возможности СРО выполнять свои функции при недоступности средств КФ.

СРО стройкомплекса, выполняющие свои основные функции и имеющие дополнительную имущественную ответственность в виде страхования гражданской ответственности членов СРО перед третьими лицами, продолжают соответствовать законодательным требованиям.

Существует пять основных критериев, которые определяют деятельность саморегулируемых организаций стройкомплекса и которым они должны соответствовать:

  • разработка требований, стандартов, обязательных для членов СРО;
  • определение правил контроля;
  • организация контроля для обеспечения соответствия установленным стандартам;
  • применение мер дисциплинарного воздействия;
  • формирование дополнительной имущественной ответственности.

3.  Введение четкого отличия правового статуса средств КФ СРО стройкомплекса, размещенных в российских кредитных организациях, от депозитов других юридических лиц.

Средства компенсационных фондов СРО стройкомплекса, в соответствии с действующим законодательством, имеют 9 существенных отличий от средств других юридических лиц, размещающих свободные финансовые ресурсы на депозитных счетах в банках с единственной целью – получение дохода в виде банковских процентов. В чем эти отличия?

  1. Средства КФ не могут использоваться в деятельности СРО, и предназначены исключительно для возмещения ущерба третьим лицам, в том числе физическим лицам.
  2. Доход, полученный от размещения средств КФ в российских кредитных организациях, идет на пополнение компенсационного фонда и также не может быть использован в текущей деятельности саморегулируемой организации.
  3.  Компенсационный фонд – это экономическая мера, направленная, прежде всего, на разработку и реализацию комплекса мер по предупреждению причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, что позволит обеспечить сохранность средств компенсационного фонда.
  4. Нарушение сохранности и доступности средств КФ — это нарушение прав граждан, следствием которого становятся:

- невозможность получения потерпевшими лицами компенсации при нанесении им ущерба или причинении  вреда  жизни и здоровью людей;

- невозможность обеспечения мероприятий и принятия мер по предупреждению причинения вреда или ущерба жизни и здоровью людей.

  1. Законодательством установлено обязательное требование по размещению средств КФ в целях обеспечения их сохранности и увеличения в российских кредитных организациях.
  2. Средства КФ всегда должны быть в сохранности и доступности для саморегулируемой организации, т.к. в случае необходимости их использования срок возврата из активов кредитной организации не должен превышать 10 дней.
  3. Сторона, получившая материальный ущерб, согласно законодательству имеет право напрямую обращаться в саморегулируемую организацию с требованием о взыскании полной суммы этого ущерба, которая подлежит возмещению из средств КФ.
  4. Компенсационный фонд СРО стройкомплекса направлен на реализацию конституционных норм и обеспечение ответственности за причинение членами СРО вреда жизни и здоровью людей при выполнении строительных работ, для разработки и реализации мероприятий, предотвращающих гибель людей, причинение вреда их жизни и здоровью, аварий, катастроф.
  5. Средства КФ имеют особый правовой статус. Взыскание по обязательствам СРО не может быть наложено на эти средства.

Средства КФ не подлежат изъятию, взысканию и, имея особый правовой статус, находятся под защитой Конституции РФ. Им должна быть обеспечена сохранность в соответствии с законом, а в случае невозможности ее обеспечения, компенсационные фонды должны быть возвращены в саморегулируемые организации стройкомплекса.

На основе проведенного анализа и оценки действующего законодательства даются предложения по ожидаемым действиям Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Государственной думы и  Правительства РФ,, должностных лиц касательно принятия оперативных административных решений для обеспечения безопасности, устойчивой деятельности саморегулируемых организаций, недопущению нарушений действующего законодательства и пресечению обнаруженных нарушений прав граждан, предпринимателей и саморегулируемых организаций:

1.  Недопущение случаев исключения саморегулируемых организаций стройкомплекса из государственного реестра по причине недоступности средств КФ или их уменьшения и потери по вине российских кредитных организаций, а также принуждение к восполнению средств компенсационного фонда участниками СРО или саморегулируемыми организациями.

2.  На основании норм прямого и непосредственного действия Конституции РФ, удовлетворение требований кредиторов (саморегулируемых организаций) при отзыве лицензий у российских кредитных организаций или их банкротстве, производить вне очереди за счет конкурсной массы до осуществления выплат по текущим платежам кредитной организации. Средства КФ должны быть возвращены саморегулируемым организациям для перечисления на счета других российских кредитных организаций с целью обеспечения их сохранности

3.  Внесение необходимых изменений в действующее законодательство для недопущения неисполнения конституционных норм прямого и непосредственного действия.

В российском конституционном праве предусмотрена ответственность органов государственной власти и должностных лиц в случае нарушения Конституции РФ. Цель предусмотренных мер ответственности — недопущение нарушений или восстановление нарушенных правовых положений.

Согласно Конституции РФ, властными полномочиями для обеспечения верховенства конституционных норм наделен глава государства – Президент Российской Федерации, выступающий гарантом Конституции. В российском конституционном праве закрепляется ответственность Правительства перед Президентом.

Есть все основания надеяться, что если государственная власть обязала саморегулируемые организации стройкомплекса размещать средства КФ в российских кредитных организациях с целью обеспечения сохранности и увеличения размеров, то она и обеспечит их сохранность.

 


Обсудить на форуме