Леонид Ставицкий: Проблемы при строительстве космодрома связаны с системной ошибкой | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 01/04/2015

Леонид Ставицкий: Проблемы при строительстве космодрома связаны с системной ошибкой

Леонид Ставицкий: Проблемы при строительстве космодрома связаны с системной ошибкой

Для успешного запуска в космос ракеты с нового космодрома «Восточный» в конце 2015 года первые объекты должны быть сданы уже летом. В связи с этим Минстрой планирует привлечь студенческие стройотряды и довести численность рабочих на уникальной стройке до 20 тыс. человек. Об этом, а также о ходе строительства космодрома, в интервью «Интерфаксу» рассказал первый замглавы Минстроя РФ, председатель Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с созданием космодрома «Восточный» Леонид Ставицкий.

Леонид Оскарович, как сегодня обстоит ситуация с ходом работ по созданию космодрома «Восточный»?

Минстрой России с прошлого года осуществляет координацию структур, задействованных в строительстве космодрома. Для этого была создана Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с созданием космодрома «Восточный». Сейчас наши специалисты находятся на стройплощадке постоянно. Минстрой обеспечивает взаимодействие службы заказчика и Главгосэкспертизы, помогает выбирать оптимальные методы управления проектными работами. Напомню, что объекты первого этапа строительства космодрома должны быть сданы в эксплуатацию летом этого года. Времени остается мало.

Вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин, курирующий стройку, постоянно контролирует ход строительства, ежемесячно бывает на площадке, а, начиная со среды 1 апреля, в ситуационном центре правительства РФ будет еженедельно проводить селекторные совещания в режиме телемоста.

Надо признать, что по ряду позиций строительства космодрома отмечается стагнация. До сих пор дисциплина остается низкой, поручения исполняются с опозданием, либо не исполняются вовсе. Зафиксированы десятки отставаний по утвержденным графикам производства строительно-монтажных работ. С учетом накопленных отставаний можно прогнозировать, что ввод некоторых значимых объектов состоятся не ранее 2016 года, если темпы строительства существенно не ускорятся. Это касается стартового и технического комплексов. В связи с этим сейчас определяется перечень необходимых технических и технологических мероприятий по формированию актуализированного пускового минимума, чтобы обеспечить старт ракеты «Союз-2″ в конце года.

Сдача остальных объектов, таких как аэропорт или полигон ТБО и ряда других, не влияющих на запуск, скорее всего, будет сдвинута.

Сколько людей сегодня строит космодром?

К сожалению, сегодня на объекте сохраняется дефицит рабочей силы. По состоянию на 25 марта на стройке находились 3,3 тыс. рабочих непосредственно на объектах строительства при расчетной потребности порядка 12 тысяч. Однако эту ситуацию необходимо срочно исправить. В пике на строительной площадке должно находиться 20 тысяч человек. Сейчас подрядчик занимается привлечением персонала и переброской кадров с других своих объектов. Но этого может быть недостаточно.

Нужно использовать все возможности, в том числе, помощь стройотрядов. Направлено обращение в правительство РФ с просьбой направить на строительство космодрома студенческие отряды из регионов России. Мы предложили строительным вузам и Минобразования рассмотреть вариант изменения сроков летней сессии и перенос их на весну. Тогда студенты строительных специальностей смогут принять участие в создании этого уникального объекта, пройти профессиональную практику и, конечно, заработать. Насколько мне известно, некоторые вузы Дальневосточного региона готовы перенести сессию и сформировать стройотряды для «Восточного».

В чем особенность и сложность строительства такого рода объектов?

Кроме того, что строительство ведется в лесотундре в сложном климате и при низких температурах, ощущается и кадровый голод. Особенно по рабочим специальностям. А если говорить про уникальность объекта, то стоит отметить, прежде всего, технологии, по которым возводится космодром. Например, стартовый стол для ракет — сложнейшее техническое сооружение. Здесь применяется специальное бетонирование, а удельный вес армирования в 2,5 раза больше, чем в обычном железобетоне. За время строительства космодрома уложено сотни тысяч кубометров бетона, десятки, а, может быть, и тысячи тонн арматуры. Сделано много, другое дело, что этого недостаточно. Темпы строительства надо увеличивать.

Ранее сообщалось, что возникали проблемы с подготовкой проектно-сметной документации.

Строительство — это технологическая цепочка, в которой участвуют заказчики, проектировщики, подрядчики и субподрядчики, поставщики инженерного и технологического оборудования, надзор. Если она работает, то механизм крутится, но если хотя бы одно звено выходит из строя, то останавливается весь механизм. В частности, прошлым летом у подрядчиков отсутствовал большой объем проектной документации.

Проблема объекта в том, что изначально была выбрана схема единого поставщика услуг — единый проектировщик и единый подрядчик, которая не сработала.

Разве это не является плюсом и не упрощает всю цепочку?

Это может быть так, но на этом объекте принципы единого поставщика услуг дали отрицательный результат. Отсутствие конкуренции не пошло на пользу. Вторая проблема, по моему мнению, заключалась в том, что проектная документация выдавалась генподрядчику, который к тому моменту уже вышел на стройплощадку, порциями по мере готовности. Сделали — выдали, сделали — выдали. Люди не смогли в таких условиях грамотно организовать работу на площадке. Чтобы эффективно работать, нужно иметь полный объем документации, нужен единый проект организации строительства, необходимо рисовать сетевые, линейные, пообъектные графики разных уровней — вплоть до ежедневных. А при заключении подрядных договоров — строго следовать проекту организации работ и строго выполнять условия государственного контракта. Вот так выглядит классическая строительная цепочка. Вместо этого документация выдавалась кусками, задерживалась. А сметная часть документации и вовсе вышла только в конце года. Графиков второго и третьего уровня — еженедельных и ежедневных — не существует до сих пор.

С чем были связаны изменения индексов и коэффициентов в сметной части документации, на которые обратила внимание Счетная палата?

Изменения сметных индексов были связаны со сложностью объекта, специфическими условиями, применением дополнительных технологических решений, которые не могут быть учтены в обычных расценках. Заказчик, если видит, что не укладывается в смету, обращается в Федеральный центр ценообразования. Неординарные инженерные решения всегда выходят за рамки существующих действующих расценок.

Можно ли посчитать насколько произошло удорожание проекта?

Ранее предъявлялись претензии к отдельным элементам стройки. Изменился индекс на трех объектах из 23 — стартовом комплексе и техническом блоке. Да, они масштабные, действительно уникальные сооружения. Но это не удорожание, это реальная оценка. Удорожание проекта может возникать, когда выработка техники вместо 80% составляет 20-25%, когда выработка на человека ниже в разы, чем положено. Все зависит от организации: чем лучше организована работа, тем выше выработка и больше экономия. На сегодняшний день, хочу отметить, Роскосмос сэкономил более 20 млрд. рублей. Чтобы прозрачность строительства была полностью обеспечена, недавно принято решение все бюджетные средства, выделенные на космодром, проводить через Казначейство РФ.

Какие меры необходимо было предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Сегодня уже понятно, что проблемы при строительстве космодрома связаны с системной ошибкой, заложенной изначально. Так строить нельзя. Строительство — это наука и надо ей следовать. Надо было систематизировать весь документооборот, делать перерасчет всех смет, всей отчетной документации. Над этим идет работа, но подрядчик при всех наших совместных усилиях физически не сможет перегруппироваться. Даже за год. Первый этап нужно доделывать с минимальными потерями, а второй этап будем делать, как положено. Есть важнейшее задание государства — надо его выполнять.

Источник: Интерфакс-Недвижимость

Темы: , ,


Обсудить на форуме