Механизмы саморегулирования помогают бороться с административными барьерами | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Механизмы саморегулирования помогают бороться с административными барьерами

Госуслуги дорого обходятся бизнесу — предприниматели тратят на их получение в среднем на 50% больше времени и на 40% больше денег, чем необходимо, подсчитали в Минэкономразвития. Поэтому в ближайшие три года министерство будет переделывать менталитет чиновников. Но основные приоритеты остаются прежние: дальнейшее снижение административных барьеров и повышение качества госуслуг.

Власти серьезно взялись за обновление имиджа государства и решили разобраться с самыми наболевшими проблемами: бюрократией и волокитой с предоставлением госуслуг. По мнению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, сделано уже немало. С административными барьерами помогают бороться аккредитация, механизмы саморегулирования и уведомительный порядок начала бизнес-деятельности.

К тому же существует госконтроль, оценка регулирующего воздействия, услуги по принципу «одного окна», а также штрафы для недобросовестных чиновников. Также создан Единый портал госуслуг, на котором можно подать заявление на получение паспорта, лицензий (всего 46 услуг). Хорошо заявили себя и многофункциональные центры (МФЦ), действующие в 49 регионах страны. В 2011—2012 годах планируется создать порядка 800 МФЦ, а к 2015 году еще 1435.

Тем не менее по результатам 2010 года временные затраты представителей бизнеса на получение госуслуг превышают установленные сроки в среднем на 50%. «Материальные затраты бизнеса также превышают нормальные размеры платы в среднем на 40%. Это недопустимо», — заявила в пятницу г-жа Набиуллина.

Директор департамента оценки регулирующего воздействия МЭР Алексей Херсонцев сравнивает административные барьеры в России со змеем, у которого после отсечения одной головы вырастает несколько новых. Ведомственное же правотворчество глазами потребителя выглядит не иначе, как японский символ отрешенности — три обезьяны (ничего не слышу, ничего не вижу, ничего не скажу), к которым еще можно прибавить глагол «не считаю». «Именно поэтому оценка регулирующего воздействия — это прорыв. Она открывает данную закрытую сферу», — говорит он.

«Реформа имеет правильную тональность», — солидарен президент «ОПОРА России» Сергей Борисов. Однако властям еще предстоит разобраться во многих направлениях. Извинившись за пессимистические ноты, г-н Борисов не смог не вспомнить о повышении ЕСН, возврате к внесудебному приостановлению деятельности предприятий и неединообразии толкования законов.

Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев настроен еще пессимистичнее. «Ситуация ухудшается: административная и налоговая нагрузки растут», — сетует он. А вице-президент «Деловой России» Александр Галушка и вовсе называет административную реформу «просвещенным позитивизмом», иронизируя, что чиновники на местах очень изобретательны и на месте сломанного барьера с легкостью воздвигают новый.

Директор департамента государственного консультирования РБС Crowe Horwath Михаил Иванков считает, что предлагаемых Минэкономразвития мер явно недостаточно. «Мы уже много лет боремся с административными барьерами, повышаем качество госуслуг, но ситуация для бизнеса и граждан кардинально не меняется. Взамен каждого ликвидированного барьера возникает два-три новых», — говорит он. По его мнению, государству пора задуматься об изменении базовой парадигмы реформы и перейти от борьбы за снижение барьеров, повышение качества госуслуг и от сокращения чиновников к решению задач управления качеством госуслуг, количеством госслужащих.

Анастасия Литвинова

http://www.rbcdaily.ru/2010/12/06/focus/562949979251407


Обсудить на форуме