Мы ждём перемен! | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 27/11/2014

Мы ждём перемен!

Мы ждём перемен!

Говоря о саморегулировании, нужно, прежде всего, задать вопрос – саморегулированием чего мы собираемся заняться? Речь идёт о трёх участниках процесса, каковыми являются предпринимательское и профессиональное сообщество – органы власти – потребители. Это международная классика.

       Становление и развитие саморегулирования в сферах экономики невозможно без регулирования отношений между предпринимательским или профессиональным сообществом, органами власти и потребителями. Только при развитии саморегулирования в обществе, в сферах экономической деятельности можно говорить о становлении и развитии гражданского общества в нашей стране и о снижении уровня административного (государственного) регулирования всеми процессами в России. 

           Становление и развитие саморегулирования  в сферах экономической деятельности является обязательным условием успеха административной реформы, которая инициирована Президентом России.

 

Развитие системы саморегулируемых организаций – обязательное условие проведения административной реформы.

 

Задачу развития саморегулирования в областях экономической деятельности  Президент страны В.В. Путин поставил в своём Указе от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах». Этот Указ Президента России и соответствующие Федеральные законы РФ необходимо исполнять всем, и в первую очередь, представителями органов власти, управления, надзора. Почему мы ничего не планируем говорить на Конференции 20-го ноября об их отношениях с профессиональными и предпринимательскими сообществами, которые планируют  стать саморегулируемыми? Это, возможно, не так важно в непроизводственных сферах экономики, но в производственном секторе экономики – это важнейший вопрос.

Как наши Национальные объединения взаимодействуют и работают с образованной в соответствии пункта 2 этого Указа Президента России Комиссией по проведению административной реформы? Какие интересующие нас вопросы были рассмотрены, используя полномочия этой комиссии? Где информационная открытость о данной работе? Считаю, что Национальные объединения были обязаны самым непосредственным образом работать с этим органом проведения административной реформы.

Почему, до настоящего времени, практически ни в одном из положений о министерствах, ведомствах, губернаторах, мэрах, представительных органах разных уровней, органах надзора, общественных палатах и общественных советах разных уровней, нет упоминаний об отношениях с  саморегулируемыми сообществами, с которыми те обязаны были бы взаимодействовать, вырабатывая соответствующие правила и решения? А ведь это является элементом государственной политики, которая была утверждена Указом Президента России в 2003 году.

Почему Национальные объединения не ставили эти вопросы перед Правительством России? Не потому ли, что руководители и Советы объединений были заняты другими своими проблемами, не задумываясь о сути саморегулирования в отраслях экономической деятельности, об исполнении функций Национальных объединений, прописанных в Федеральных законах. Поэтому, по моему мнению, это одна из причин отсутствия  постоянной и целенаправленной работы Национальных объединений саморегулируемых организаций с федеральными и региональными органами власти, надзора и управления в части становления и развития отношений между ними в отраслях экономики Российской Федерации, что прописано в  основных Функциях этих объединений.

Нам не известно, кто представлял и/или представляет саморегулируемое сообщество строителей в Правительственной Комиссии по проведению административной реформы, возможность чего  предусмотрена в Постановлении правительства РФ от 31 июля 2003 года № 451 «О правительственной комиссии по проведению административной реформы» с учётом положений постановления Правительства РФ  от 5 августа 2009 года № 636.

Почему назревшие проблемы становления и развития саморегулирования в областях экономики  не были сформулированы и не были поставлены Президентами Национальных объединений саморегулируемых организаций в План работы Правительственной Комиссии в качестве предметов обсуждений и выработки необходимых предложений?

Почему Президенты Национальных объединений не ставили вопросы о включении необходимых вопросов и задач при разработке Концепций административной реформы в Российской Федерации на каждый отдельный отрезок времени разработки и утверждения таких Концепций?

При этом, считаю, что необходимо понимать —  подобные Комиссии по проведению административной реформы были организованы также в каждом субъекте Федерации. Понятно, что административная реформа может быть осуществима только при условии, что в каждом субъекте Федерации будут приниматься соответствующие решения в этом направлении и будут вырабатываться правила отношений между органами власти субъектов Федерации и саморегулируемыми организациями в сфере экономической деятельности на территории субъекта Федерации, правила и порядок передачи некоторых функций профессиональному или предпринимательскому саморегулируемому сообществу от органов власти и управления на территории субъекта Федерации и/или муниципалитета.

Для этой совместной работы, в каждом субъекте Федерации, по нашему убеждению,  от имени каждого предпринимательского или профессионального сообщества,  должен быть субъект отношений с органами власти и сообществом потребителей. Этим субъектом отношений могут быть только СУБЪЕКТНЫЕ саморегулируемые организации, объединяющие всех участников  в каждой отдельной области экономической деятельности субъекта Федерации.  По причине отсутствия такого взаимодействия предпринимательского и профессионального сообщества с органами власти и сообществами потребителей на уровне субъектов Федерации России, о саморегулировании не имеет представление абсолютное большинство населения и работников муниципалитетов и органов государственной власти федерального и субъектного уровней.  Поэтому через  11-ть лет после выхода упомянутого УКАЗА Президента страны  саморегулирование не проникло в предпринимательское и профессиональное сообщество, как необходимое, а воспринимается многими, как навязанная необходимость.

Национальные Объединения должны стать реальными информационными и консультационными центрами и национальными регуляторами становления и развития саморегулирования в каждом субъекте федерации и в Российской Федерации в целом.

Комиссия по проведению административной реформы при Правительстве РФ  и Национальные объединения  саморегулируемых организаций, по нашему убеждению,  должны оценивать и вести мониторинг развития административной реформы, становления и развития саморегулирования в области экономики,  уровень развития отношений между органами власти, саморегулируемыми организациями и сообществами потребителей  в каждом отдельном субъекте Федерации. Гармонизация этих отношений на уровне муниципалитетов, субъектов Федерации и в государстве в целом и есть, по нашему убеждению, основная ЦЕЛЬ административной реформы в России.

Считаю, что от обсуждения всех этих вопросов мы не можем уйти на предстоящей Конференции в ТПП РФ, так как без принятия решений и предложений по этим вопросам нас не поймут вообще.

Какие рекомендации и кому даст Конференция?

 

Развитие отношений саморегулируемых организаций с органами власти субъектов Федерации и сообществами потребителей.

 

Ситуация сегодняшнего дня с саморегулированием демонстрирует, что изменений хотят все, а менять при этом существующую систему никто не хочет, не понимая, что причина тщетности всех попыток борьбы с коммерциализацией, отсутствия реального саморегулирования, выходящего за пределы выдачи свидетельств о допуске, кроется в глубокой системной проблеме. Можно до бесконечности ужесточать законодательство о саморегулировании, возлагать на СРО всё новые дополнительные функции, но реального результата от этих мер не последует.

Система саморегулирования в обществе, как известно, имеет глубокие корни в России и заимствована из зарубежной практики успешных и эффективных стран, но с некоторыми очень существенными изъянами и дополнениями. И главнейшее в этом ряду – отсутствие регионализации становления и развития саморегулирования в сфере экономики, особенно в производственной сфере, которое сейчас в России традиционно и не к месту, объясняется единым экономическим пространством и другими, также неуместными в данном случае причинами. Меж тем, в Японии, Франции, Канаде, других странах, например – регионализация – ключевое условие отраслевого развития регулирования отношений.

Построение саморегулирования отношений между субъектами экономической деятельности, регулирование отношений с органами власти и потребителями (сообществом потребителей) в каждом субъекте Федерации, позволяет формировать ячейки гражданского общества на местах, в создании которых, сегодня, российские СРО, как правило, не участвуют. Только в этом случае могут создаваться условия для консолидации интересов и ответственности строительного бизнеса на конкретной территории субъекта Федерации, в том числе в муниципалитетах и, как следствие, по всей России.

Это позволит бизнесу решать системные проблемы на местах, там, где они живут и работают, взаимодействуя при этом с органами власти на местах и потребителями их продукции, услуг, работ.

Ведь чем дальше от начала реализации идеи развития саморегулирования, тем сильнее мы, почему-то, забываем о главной задаче любой ассоциации, тем более,  саморегулируемой организации – защита прав и законных интересов своих членов через организацию и регулирование отношений между всеми участниками предпринимательского или профессионального сообщества.

Выдача свидетельств о допусках к конкретной работе – это лишь одна из внешних функций СРО в строительстве, которую государство передало, предполагая, что саморегулируемая организация созрела к этому. Сегодня же все перевернуто с ног на голову. Получение Свидетельства о допуске к выполнению работ, чаще всего, является единственной мотивацией для строителей и «фирм-пустышек» для вступления в СРО. Многие из них даже не понимают, что они вступили в какую-то ассоциацию, а  называют это «покупкой СРО»!  Это трагедия сегодняшнего дня становления саморегулирования.

К примеру, в Сахалинской области, по самым скромным оценкам, работают члены около  40-ка саморегулируемых и квази-саморегулируемых организаций. Больше половины всех организаций, которые себя считают строительными, получили (часто просто купили) Свидетельства о допуске к работам в межрегиональных СРО Москвы и Питера, у которых никаких структур на территории Сахалинской области нет. Возможно, есть только какие-то Агенты – «смотрящие», иначе их назвать нельзя. Ведь их главная задача – организовать сбор членских взносов и забрасывать сети за новыми «пустышками» и обманутыми.

Зачастую, члены коммерческих (недобросовестных) СРО и сами не знают, в каком СРО они состоят, не догадываются они, что имеют полное право получить защиту и помощь  от аппарата своей саморегулируемой организации.  И, конечно же, их никто и никогда не проверяет на соответствие и не заботится их состоянием и самочувствием.

Очевидно, что когда НП СРО «Сахалинстрой» выстраивает взаимоотношения с органами власти, от области до каждого муниципалитета, когда разрабатываются необходимые нормативные документы, регулирующие отношения  и пр. – защищаются интересы всего строительного бизнеса Сахалинской области, в том числе и упомянутых  членов коммерческих (недобросовестных) СРО.  Так почему, при этом, эти организации получили Свидетельства вне Сахалина и платит членские взносы тем, кто к саморегулированию на Сахалине не имеет отношения?

Эта тема, как наиболее злободневная, по моему мнению, должна занять особое место в обсуждении на конференции по становлению и развитию саморегулирования.

Предупреждая некоторые вопросы вынужден дополнительно объяснить.

При построении саморегулирования в строительной сфере по-субъектно (один субъект Федерации – одна саморегулируемая организация каждого вида строительной деятельности),  выданные любой СРО России Свидетельства о допусках к работам действуют на всей территории России, без ограничений.

Обратите внимание ещё на один вопрос.

На предстоящей второй международной конференции по теме «Практическое саморегулирование», которая состоится 20 ноября в ТПП РФ, вообще не планируется говорить о потребителях (заказчиков), а ведь без них смысл саморегулирования просто исчезает. Поэтому и возникает вопрос: для чего нужно саморегулирование в отраслях экономической деятельности? Почему в этом должны быть заинтересованы органы власти, государство, в конечном счёте – все мы? Поэтому надо хотя бы обозначить место и значение самого потребительского сообщества, заказчиков, этой третьей стороны, в становлении саморегулирования в экономической сфере деятельности в России. О необходимости  их образовывания, о необходимости структурирования.

Считаю, что на предстоящей Конференции необходимо принять решения, которые должны быть интересны не только отдельным участникам этой встречи, а чтобы они были понятны для населения, потребителей, специалистов и членов саморегулируемых организаций, руководителей и работников органов власти, управления, надзора.

Например, какие предложения мы вырабатываем на Конференцию для руководителей и работников органов власти всех уровней, чтобы все исполнители этого сегмента отношений начали воспринимать саморегулирование, как важный и необходимый элемент отношений в стране, необходимого элемента реформирования административной системы управления в каждом субъекте Федерации и в целом в  стране? Чтобы они начали реально нас замечать, учитывать мнение предпринимательского и профессионального сообщества в своей работе, захотели бы реально регулировать отношения с нами.

Что делать Минэкономразвития РФ со своим проектом Доклада об оценке результативности системы саморегулирования, внедрённой в отраслях и видах экономической деятельности?

Что мы можем предложить председателю Правительства РФ в связи с поручением ему от Президента страны по этому вопросу?

 

Информационная открытость системы саморегулирования.

 

Я предупреждал всех участников обсуждений, что принятие закона № 113-ФЗ, описывающего требования информационной открытости саморегулируемых организаций, бессмысленно, без принятия конкретных мер организационного характера. А в недалёком прошлом многие возлагали большие надежды на то, что принятие данного закона  позволит победить коммерциализацию и недобросовестность в реализации самой идеи саморегулирования. Закон вступил в силу, действует, и что, отразилось ли это на коммерческих и недобросовестных СРО? Исчезла ли реклама продажи свидетельств о допусках? Нет, на них и на их деятельности это никак не отразилось.

Сегодняшнее состояние саморегулирования  напоминает мне тяжелобольного человека, которому, вместо реального лечения, изменения образа жизни, рекомендуют дорогую косметику для изменения цвета лица. Вместо того чтобы искать способ лечения системы саморегулирования, изменения его образа жизни, мы упорно продолжаем этой системе  «красить губы», маскируя симптомы и саму болезнь. А меж тем, болезнь агрессивно прогрессирует.

Вообще, при внедрении всего нового, главное – изучение прошлого опыта и организационные решения. Ни того, ни другого в России не было сделано. При этом, грубо и бесцеремонно, хорошие задумки приватизировали некоторые руководители, которые и рулили подобными процессами при прежней системе государственного регулирования. Да, исключения есть. Но в своей массе эти деятели, постепенно и упорно, «хоронят» ещё практически не родившееся саморегулирование, а организационные схемы построения некоммерческих партнёрств и саморегулирования на их базе, подстроили под свои интересы и под свои «сети влияния».

В строительной отрасли организационная структура саморегулируемых организаций возникла во многих случаях на структурах государственного лицензирования, на базе многих лицензионных центров, на огромной базе данных и готовых пакетов документов московских и санкт-петербургских консультационных центров, которые зарабатывали на, так называемой, подготовке документов во времена лицензирования. Одни постоянно ностальгируют по созданию мини-Госстроев, другие – по центрам сбора денег в громадных количествах без особой заботы.

Теперь уже они порождают вокруг себя рой посреднических центров по всей России, занимающиеся «окучиванием» простаков, простой продажей «фантиков» или по подпитке недобросовестных и коммерческих СРО новыми «пустышками» за плату.

Я уверен, что Президент России, в конце-концов,  вынужден будет «взорвать» эту систему приспособления сомнительных компаний, под видом общественных организаций (не могу их назвать объединениями строительных организаций), деятельность которых направлена  к фактическому разрушению производительных сил России – строительного производства квалифицированными и опытными специалистами и рабочими.

Сегодня процессы реального паразитизма многих участников квази-саморегулирования скоро дойдут до критической отметки абсурда (в крайнем случае, в строительной сфере) и сама замечательная идея становления и развития саморегулирования в России может быть скомпрометирована на многие годы. Если мы, в ближайшее время, не выработаем реальных предложений по оздоровлению процесса становления саморегулирования, в том числе и на этой Конференции, это может стать последней подобной встречей.

Поймите, дальше нельзя незаконно получать миллиарды, будучи, по сути, «паразитами на саморегулировании» и надеяться, что это – навсегда. Такой практикой внедрения саморегулирования в производственные сферы экономики мы становимся разрушителями нашей отрасли. В крайнем случае, по моему мнению, и по проектам материалов Конференции, до 2025 года ничего конкретного, кроме лозунгов, предположений и намерений, не предлагается. Кроме того, в этих материалах пока нет реальных предложений на сейчас и на завтра. А это – главный вопрос.

Вы же знаете, что общество обманывать и бездействовать в вопросах оздоровления ситуации долго не получится. И Президента России тоже. Нам необходимы конкретные решения, вытекающие из анализа сегодняшних реалий и огромного мирового опыта.

Мы обязаны по результатам Конференции определить и дать предложени, что для этого могут сделать Президент России, Правительство РФ, профильные Министерства РФ, Государственная Дума РФ, правоохранительные органы, Национальные объединения, профессиональное и предпринимательское сообщество, каждый из нас.

Анализ существующей системы построения саморегулирования в сфере строительства и предложения НП СРО «Сахалинстрой» по исправлению ситуации прилагаются.

Генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой», Председатель Комитета НОСТРОЙ по конкурентной политике и закупкам в строительстве

Валерий МОЗОЛЕВСКИЙ.

Темы:


Обсудить на форуме