На чьи деньги строим? О том, как СРО в реформе долёвки поучаствовали | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 01/07/2019

На чьи деньги строим? О том, как СРО в реформе долёвки поучаствовали

На чьи деньги строим? О том, как СРО в реформе долёвки поучаствовали

1 июля 2019 года обещает стать для строительного бизнеса столь же памятной датой, какой для строительного саморегулирования стало 1 июля 2017 года, считает один из экспертов «Правды о СРО». По его мнению, две этих даты не просто взаимосвязаны, а вытекают одна из другой, и понимание этой связи проливает некоторый свет на то, откуда вдруг в российских банках появились нужные  миллиарды, призванные заменить на рынке жилищного строительства деньги дольщиков.

С 1 июля 2019 года контроль за потоком денежных знаков, которые застройщики привлекали в сферу жилищного строительства, должен окончательно перейти к коммерческим банкам и Единому институту развития в жилищной сфере ДОМ.РФ.  Небольшой сегмент рынка временно оставят за местной властью, но это мера скорее переходного периода, чем реальная доля в будущем.

Добавить к тоннам слов, прозвучавших с самых разных трибун по этому поводу, почти нечего. Команда о тотальном переходе жилищного строительства на проектное финансирование прозвучала с «самого верха» почти одновременно с декларацией амбициозных планов по прорывному увеличению объемов ввода жилья в ближайшие пять лет. Новые правила введены «железной рукой», сопротивление либералов было символическим и больше напоминало попытки поторговаться о цене. Реальное обсуждение механизмов перехода проходило на уровне губернаторов и банковского сообщества – в основном за закрытыми дверями.

Жилищное строительство, как один из самых простых и доступных для бизнеса видов строительства, к тому же финансируемых за счет прямого привлечения средств частных инвесторов,  до последнего времени оставалось самым свободным с точки зрения государственного регулирования. Но совсем не последним с точки зрения социального значения, политических последствий и объема привлеченных средств. Изменение правил и передел рынка в этой сфере власть готовила давно. Реформу продумывали тщательно и заблаговременно.

В прогнозах итогов данной реформы эксперты практически единодушны. Около 30% участников рынка долевого жилищного строительства по тем или иным причинам уйдут с рынка. Порядка 30% уже начатых проектов застройщики будут достраивать под гарантии местной власти, или вынуждены будут передать в достройку институтам развития. Несколько крупных игроков, имеющих крепкие дружественные связи с коммерческими банками, существенно увеличат и без того немалую долю участия в жилищном строительстве, т.к. решение об открытии эскроу-счетов и кредитной линии для строительства жилья банки принимают исходя из собственных, отнюдь не всегда прозрачных, соображений. Жителям России в итоге обещают снижение ставки по ипотеке до 8% — к 2025 году.

Однако в публичном поле до сих пор незаслуженно слабо подсвечена роль в реформе долевого строительства института саморегулирования. А она есть, и, судя по всему, исчисляется в миллиардах рублей. Не хотелось бы делать громкие и бездоказательные заявления, поэтому просто напомню несколько моментов в развитии института саморегулирования в строительстве последних лет.

  • В 2014-2016 гг (в бытность министром строительства М.Меня) в речах чиновников активно присутствует тема компенсационных фондов СРО. Дескать, деньги не работают, разворовываются, и, вообще, плохо лежат. В это же время Минстрой всю свою публичную отчетность строит на тематике жилищного строительства, которая по факту к государственным деньгам никакого отношения не имеет.
  • В 2016 г на пост президента НОСТРОЙ внезапно назначается глава одного из крупнейших застройщиков и большой друг Германа Грефа Андрей Молчанов. Главной, и, пожалуй, единственной его целью на этом посту стало законодательное введение специального порядка регулирования размещения средств компенсационных фондов СРО. Причем государственные и муниципальные взносы в СРО из этого регулирования были выведены.
  • С 1 июля 2017 г саморегулируемые организации стройкомплекса размещают средства компенсационных фондов в уполномоченных Правительством РФ банках. В список уполномоченных включены 15 кредитных учреждений, но с СРО работают всего 9, а самый жирный кусок делят пять.
  • Тогда же сами строительные СРО и членство в них привязали к регионам.
  • После окончательного определения контуров реформы долевого жилищного строительства, в апреле 2019 г. Андрей Молчанов покидает стены ассоциации НОСТРОЙ, а на его место заступает Антон Глушков, также тесно связанный с рынком жилищного строительства.

В результате реформы саморегулирования без малого 90 млрд рублей оказались на специальных счетах крупнейших банков, которые можно пересчитать на пальцах. О роли, которую государство отвело коммерческим банкам в деле финансирования застройщиков хорошо известно.

Остается отметить, что в период 2016-19 гг из деятельности НОСТРОЙ практически ушли темы и направления деятельности, связанные с различными видами высокотехнологического строительства, дорожного и линейного строительства, регулирования госзаказа, технического регулирования и пр. Зато риторики в сфере долевого жилищного строительства было хоть отбавляй, – достаточно полистать новостную ленту сайта ассоциации.

Желающие, в порядке праздного интереса, могут сравнить порядок цифр, на которые правительство намерено докапитализировать к 2021 году, скажем, ДОМ.РФ, с размером компфондов СРО, сданных на бессрочное хранение в уполномоченные банки.

Напомнить эти моменты счёл необходимым, т.к. данный виток развития саморегулирования близок к завершению. А значит, вскоре наступит (а может быть, уже наступил!) новый этап диалога с властью. Уверен, что небольшая ревизия заслуг, аргументов и тем, связанных с собственными потребностями СРО, в преддверии такого разговора лишней не будет.

Pro Sro

Источник: «Правда о СРО»

Темы: , ,


Обсудить на форуме