Национальные объединения: иностранные агенты или нет? | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 17/08/2012

Национальные объединения: иностранные агенты или нет?

Поправки в закон о некоммерческих организациях позволяют причислить Национальные объединения СРО к «иностранным агентам» уверен специалист в области защиты прав.

Илья Пакконен,  управляющий партнер компании Lions Dale Services.

Еще в 2006 году Дмитрий Медведев предложил внести ряд поправок, которые были призваны облегчить процедуру регистрации, да и вообще существования НКО. Взялись за Закон и в этом году – новая редакция вступит в силу в ноябре 2012 года.

Большую шумиху вызвало появление нового и чуждого российскому законодательству понятия «Иностранный агент». Для чего это было сделано? Время покажет. Пока же мы можем только размышлять. Например, возникает вопрос, как эти нововведения отразятся на существовании национальных объединений в строительной сфере (НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ).Ведь, согласно Градостроительному кодексу (ч. 1 ст. 55.20) национальные объединения саморегулируемых организаций по своей природе являются некоммерческими организациями и, соответственно, в своей деятельности должны руководствоваться законом о НКО.

Какие же изменения будут внесены в Закон о некоммерческих организациях?

Во-первых, в статье 2 появляется новый пункт – вносится понятие иностранного агента. Один из инициаторов внесения поправок депутат Государственной Думы, член партии «Единая Россия», Александр Сидякин высказал мысль, что все российские некоммерческие организации (читать, национальные объединения, в том числе), «существующие» на деньги и иные материальные ценности, поступающие от иностранных государств, иностранных госорганов, иных международных организаций и просто иностранных граждан, отныне будут считаться иностранными агентами.Но есть небольшое уточнение – «которые участвуют… в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.» Казалось бы, ничего страшного, политической деятельностью занимаются лишь немногие, остальные могут вздохнуть свободно. Но это не совсем так…

Справедливости ради стоит сказать, что Закон не распространяется на деятельность в области здравоохранения, науки, культуры и искусства, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.Также новые нормы Закона не будут распространяться на деятельность РПЦ, госкорпораций и госкомпаний, а также на созданные ими некоммерческие организации. Что мы имеем в результате? Все некоммерческие организации, которые не входят в данный список, потенциально могут получить статус «иностранных агентов»…

А вот что новая редакция Закона об НКО говорит о понятии «политическая деятельность»: «Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

Как мы видим, в данной трактовке определяющим понятием становится «политические акции».Политическая акция – это действие, направленное на формирование, поддержку или изменение политических институтов. И если рассматривать нововведения закона об НКО по отношению к национальным объединениям, то согласно частям 3 и 8 ст. 55.20 Градостроительного кодекса национальные объединения саморегулируемых организаций создаются в целях обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов и осуществляют формирование предложений по вопросам выработки государственной политики».

Из этого следует, что, так или иначе, национальные объединения осуществляют политическую деятельность, проводят политические акции, формируя предложения и общественное мнение профессионального сообщества по вопросам государственной политики. Имеют ли эти акции своей целью воздействие на принятие органами государственной власти решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики? Думаю, да. Сама суть существования национальных объединений в строительной сфере заключается в этом. Достаточно вспомнить, сколько предложений об изменении тех или иных нормативно-правовых актов поступает из стен нацобъединений в Государственную Думу, Правительство РФ, министерства и ведомства.

Еще одним фактом является наличие у национальных объединений (напомним, они являются некоммерческими организациями) второго определяющего признака иностранного агента – это получение иностранных денежных средств. Согласно все тому же Закону о НКО некоммерческая организация может быть признана иностранным агентом только в том случае, если она получает денежные средства от иностранных государств, организаций или граждан. Но есть небольшое исключение – она может получать эти деньги не напрямую от иностранного лица, но и от российских юридических лиц, получивших денежные средства из-за рубежа.

Таким образом, мы имеем следующую схему. В соответствии с российским законодательством ничто не запрещает иностранному юридическому лицу (его представительству или филиалу) заниматься бизнесом на территории нашей страны, при условии соблюдения определенных правил регистрации и постановки на налоговый учет. И конечно ничто не запрещает заниматься строительством, проектированием или проведением изысканий при наличии допуска СРО к соответствующим работам. Вступая в саморегулируемую организацию, иностранное юридическое лицо выплачивает, как и полагается, вступительные и членские взносы, а также взносы в компенсационный фонд. В силу прямого указания Градостроительного кодекса саморегулируемые организации в свою очередь должны вступать в Национальные объединения и выплачивать все необходимые взносы. Таким образом, саморегулируемые организации, получая деньги от иностранных строительных фирм, некоторую обезличенную часть уплачивают в Национальные объединения, что при весьма расплывчатой формулировке закона об НКО может расцениваться, как зарубежное или иностранное финансировании деятельности.

Данный алгоритм напрямую соответствует схеме, представленной в законе о НКО – некоммерческая организация (в нашем случае – национальное объединение), являющаяся иностранным агентом, получает деньги не напрямую от иностранного юридического лица, а от российского юридического лица (в нашем случае – саморегулируемой организации).

И каков итог?

При определенной степени неточности формулировок обновленного закона о НКО, два вышеперечисленных признака указывают на то, что национальные объединения СРО «идеально подходят» под понятие «иностранного агента». А подобный статус, как многие уже знают, накладывает на некоммерческие организации довольно жесткие обязательства: и предоставление отчетности о расходовании денежных средств с указанием целей расходования, и сопровождение любых публикаций клеймом – «иностранный агент», и многие другие.

Вероятно Национальным объединениям стоит поднять данный вопрос на федеральном уровне. И, в первую очередь, добиться внесения дополнительных поправок в Закон о НКО об исключении национальных объединений из списка некоммерческих организаций, которые могут быть признаны иностранными агентами.

Темы:


Обсудить на форуме