Создание саморегулируемых организаций в строительстве стало толчком для развития негосударственных структур в отрасли. Показателем этого явилось принятие целого ряда нововведений в Градостроительный кодекс РФ. В их числе — возможность проведения экспертизы проектной документации и результатов проектных изысканий негосударственными организациями. В ноябре прошлого года изменения были приняты Госдумой, а затем одобрены Президентом РФ.
Закон предусмотрел введение целого ряда значительных изменений в области правового регулирования отношений в сфере строительства. Изменения затрагивают не только экспертную деятельность, но впрямую касаются и ответственности собственников строительных объектов, и некоторых аспектов их эксплуатации. В секторе процедуры проведения экспертизы проектной документации закон должен устранить монополию госэкспертизы, и тем самым способствовать повышению конкурентоспособности участников строительного рынка, сократить временные затраты на прохождение экспертизы и улучшить ее качество.
Существенно расширился и круг возможностей негосударственной экспертизы. В настоящий момент результаты обеих экспертиз уравнены в своих правах практически во всех случаях. Исключительные права принадлежат государственной экспертизе в исследовании проектной документации и итогов инженерных изысканий только в отношении определенного перечня объектов. К их числу относятся особо опасные, уникальные, технически сложные. В эту же категорию попадают здания и сооружения, строительство или реконструкция которых ведется из бюджетных средств РФ.
Закон зафиксировал множество положительных начинаний, бывших в течение долгого времени предметом обсуждения широкого круга заинтересованных лиц. Среди них — представители СРО, эксперты, сотрудники профильных министерств и законодательных органов. Принятый закон совершил прорыв в уравнивании правового статуса заключений государственной и негосударственной экспертизы. По факту исполнения обязательных условий Градостроительного кодекса, юридические лица теперь наделены полномочиями в производстве экспертизы проектной документации. Это же право теперь есть и у физических лиц, прошедших соответствующую аттестацию. В перспективе эти изменения должны реально повысить качество проводимых экспертиз за счет высокой квалификации экспертов и их личной ответственности за данное заключение.
Безусловно, реализация закона вызвала некоторые трудности. В частности, наличие в штате организации минимум 5 аттестованных сотрудников, собственного действующего сайта и опубликованную процедуру проведения экспертизы. Эту информацию необходимо было представить до 1 апреля текущего года. Однако, к обозначенной дате ни одна из 500 компаний не смогла это сделать. Основная причина сложившейся ситуации — отсутствие специалистов. По мнению экспертного сообщества вина за это лежит на государственных структурах, которые приостановили действие ранее существующих аккредитаций экспертных фирм, не определив нормы аттестации в новых условиях.
Соответствующее Постановление Правительства увидело свет лишь в конце апреля. Безусловно, на получение новых аттестаций уйдет достаточно времени. Так что, полноценная деятельность частных экспертных организаций начнется еще не скоро.
Но, несмотря на определенные трудности, процесс движется в направлении расширения компетенции негосударственной экспертной деятельности. На рассмотрение Государственной Думы уже вынесен законопроект, согласно которому из списка объектов, подлежащих только государственной экспертизе, исключаются технически сложные и особо опасные, не требующие разработки декларации по промышленной безопасности. Не лишено здравого смысла предложение об исключении из категории уникальных строительных объектов высотой более100 ми имеющих пролеты длиной свыше100 м. В настоящий момент существуют проверенные практикой технические нормы, достаточные для расчета безопасного и надежного строительства зданий и сооружений, к которым относятся и вышеуказанные. Это многоэтажные жилые дома, радио- и теле антенны, конструкции высоковольтных линий электропередач. Их проекты уже стали типовыми. Новые инициативы предполагают сокращение количества аттестованных специалистов с 5 до 2.
К числу положительных сдвигов можно отнести и постановку вопроса о введении негосударственного стройнадзора. Вполне естественно, что процесс становления нового института сопровождается и успехами, и трудностями. Главное, что основную роль в его дальнейшем развитии играет сообщество профессионалов — экспертов. Именно в их руках находится будущее негосударственной экспертизы. Саморегулирование в строительстве, движимое негосударственной экспертизой, стимулирует конкуренцию на рынке строительных услуг, что даст свои положительные результаты для всей отрасли в целом.
Обсудить на форуме