Николай Шумаков: «Моя понималка сломалась» | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 28/03/2017

Николай Шумаков: «Моя понималка сломалась»

Николай Шумаков: «Моя понималка сломалась»

Конфликт руководства Союза архитекторов России с Министерством культуры РФ по поводу назначения на пост директора Музея архитектуры им. Щусева Елизаветы Лихачёвой продолжает нарастать. Президент САР Николай Шумаков выступил с очередным комментарием к ситуации (опубликован на сайте Союза).

«Прочитал «концепцию» нового директора Музея архитектуры им. Щусева и удивился — программа, изложенная в ней, не один раз была представлена архитектурной общественности Ириной Коробьиной, принявшей музей в 2010 году в полнейшем развале. Первым делом она нас собрала и представила программу спасения и развития музея, которую Союз архитекторов России одобрил. Самое интересное, что она в огромной степени уже реализована.

Виртуальный Музей Архитектуры, который собирается создавать Лихачева, давно создан и в виде сайта, и в виде бесплатного мобильного приложения, которое имеется в моем айфоне. Возрождение научной деятельности, заявленное в «концепции» Лихачевой, произошло в 2010 году, более того Коробьина вовлекла в нее наш профессиональный цех, создав Ученый Совет, в состав которого вошли многие коллеги-архитекторы. Знаю, что под руководством Ирины разработана «Концепция охраны памятников Советского Авангарда», впервые охватившая архитектурное наследие 20-х — 40-х в масштабах страны и т.д. и т.п. А огромное количество книг и каталогов, выпущенных за 6 лет? Впервые Музей стал готовить издания практически ко всем своим значимым проектам, и как их оказалось много, и какого дизайна и полиграфического качества!

Постоянная экспозиция, заявленная первым пунктом «концепции Лихачевой» частично уже работает, частично существует на стадии дизайн-проекта. Коробьина в свое время обсуждала с нами проблемы ее создания. Мы приняли коллективное решение открывать ее отельными частями поэтапно, чтобы не закрывать музей ни на один день. 1 этап осуществлен давно — модель Большого Кремлевского Дворца положила начало возрождению постоянной экспозиции. 2 этап — «Коридор времени», интерактивная история русской архитектуры, осуществлен год назад, «Коридор» открыт и успешно принимает посетителей. Дизайн-проект трех завершающих этапов Ирина нам представила в прошлом году одновременно с радостным известием, что ей удалось привлечь спонсорские средства на ее осуществление.

Сейчас широко цитируются высказывания «нового директора», в частности, про «понималку», за сохранность которой беспокоится Лихачева. Так вот моя «понималка» уже сломалась — я не понимаю, как можно заявлять в программе нового развития Музея ровно ту, по которой он уже развивается шесть лет, причем очень успешно, что видно невооруженным глазом. Мы знаем, что Коробьина приняла Музей в аварийном состоянии по всем направлениям: без правоустанавливающих документов, с многочисленными нарушениями в правовой, хозяйственной и хранительской сфере. За шесть лет работы под ее руководством сотрудники музея совершили прорыв по всем направлениям деятельности и вывели Музей из коллапса. Все это время последовательно и уверенно осуществлялась разработанная Коробьиной программа его развития, получившая широкое общественное одобрение. Особое достижение — приведение в порядок экспозиционных и хранительских пространств главного здания музейного комплекса, которые в отсутствие бюджетного финансирования на ремонтные работы, находилось в состоянии, представляющем угрозу для памятника и хранящихся в нем коллекций.

Для нас очевиден факт превращения музея в важный центр не только профессиональной, но и общекультурной жизни страны. Почему очевидный прорыв в возрождении и развитии музея архитектуры, совершенный за шесть лет, сейчас всеми силами представляют, как развал; почему не удержали Ирину в музее, хотя бы до завершения ремонта главного здания и до устройства постоянной экспозиции, на что ей спонсоры выделили 100 млн.руб., которые были отозваны, когда она заявила, что снимает с себя полномочия директора музея и ответственность за его будущее? Сейчас «новый директор» заявляет, что ей «обидно за музей» и что ее концепция «выведет музей на мировой уровень». Не понимаю, что имеется в виду — присвоение чужих завоеваний и заслуг, или «до основанья их разрушим, а затем…»? И что будет затем?

Впрочем, одно нововведение в «концепции Лихачевой» все же имеется — создание в районе Третьего транспортного кольца музейного депозитария. Сотрудники музея архитектуры сообщили мне, что их «новый директор», когда ее в этом качестве представил зам.министра В.В. Аристархов, заявила: «Все барахло из Музея вывезем». В моем понимании — это ясно сформулированная программа освобождения Усадьбы от музейных коллекций. Здесь моя «понималка» понимает, но ломается «соглашалка» — она категорически не согласна».

Николай Шумаков,
президент Союза архитекторов России,
президент Союза московских архитекторов.

Источник: Союз архитекторов России

Темы: ,


Обсудить на форуме