О том, как МЭР готовит слом системы саморегулирования в России | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 25/09/2015

О том, как МЭР готовит слом системы саморегулирования в России

О том, как МЭР готовит слом  системы саморегулирования в России

С упорством, достойным лучшего применения, Минэкономразвития России пробивает поправки в закон 315-ФЗ о саморегулировании. Если они будут приняты, вся созданная за 6 лет система саморегулирования в России пойдет под снос, считает Лариса Поршнева из Агентства новостей «Строительный бизнес».

Напомним, что данный законопроект готовится в рамках поручения Президента и премьер-министра России по развитию системы саморегулирования. Этим же поручением Минэкономразвития России (МЭР) было дано задание разработать концепцию развития саморегулирования. Первый вариант концепции был обнародован еще год назад, подвергся резкой критике практически всех органов власти и бизнес-сообщества и где-то тихо завис в недрах МЭР.

Законопроект о поправках в действующий закон о саморегулировании должен был, по логике, появится в развитие этой концепции, однако разработчики в лице специалистов Минэкономразвития и «группы товарищей» из РСПП не стали дожидаться принятия спорного документа и повели законопроект в самостоятельное плавание.

Первый вариант закона был вывешен на обсуждение и оценку регулирующего воздействия, которое прошло с 10 июня по 10 июля этого года. Ни одного положительного отзыва законопроект не получил. Многочисленные поправки и замечания были направлены в адрес разработчиков практически от всех ветвей бизнеса, работающих на основе саморегулирования. Свои поправки к законопроекту направил и НОСТРОЙ. Однако, когда появилась вторая версия законопроекта, стало понятно, что поправки Национального объединения строителей, как и остального бизнес-сообщества, проигнорированы практически полностью.

Отметим, что отрицательное заключение на законопроект дали Открытое правительство, Минстрой России, Торгово-промышленная палата России, Национальные объединения СРО и сами саморегулируемые организации — от строителей до аудиторов. Однако разработчиков это не смутило, и МЭР решил провести оценку на антикоррупционную составляющую законопроекта. А дабы соблюсти видимость оценки общественности, вторая версия законопроекта была разослана для отзывов по весьма экзотическому списку, в котором нет ни одного Национального объединения саморегулируемых организаций строительной отрасли, однако есть такие интересные респонденты как Российское общество оценщиков и еще 6 СРО оценщиков, «ЛОТЕРЕИ РОССИИ», Национальная ассоциация букмекеров, Ассоциация конно-спортивных тотализаторов, СРО «Дело ТелеКом», Ассоциация компаний розничной торговли и X5 Retail group. Строители, проектировщики и изыскатели представлены СРО «Энергостройальянс» и НП СРО «Межрегиональное объединение строителей» (непонятно, какое из двух). То есть, судьбу всей системы саморегулирования в России, куда входят, помимо оценщиков и букмекеров, более 500 СРО строительного комплекса (на основе обязательного членства), нотариусы, адвокаты, аудиторы, арбитражные управляющие, риелторы и т.д., должны решить полтора десятка организаций, выбранных, что называется, «от балды» — или по рекомендации одного из апологетов этого законопроекта — вице-президента РСПП, «отца саморегулирования» Виктора Плескачевского, который, между прочим, является еще и первым заместителем председателя Национального совета по оценочной деятельности (отсюда, видимо, и пристрастие к оценочным организациям в приведенном выше списке).

Однако попробуем разобраться, что конкретно предлагают разработчики закона.

Прежде всего, принятие законопроекта повлечет за собой необходимость внесения изменений в десятки законов, указов Президента, постановлений, распоряжений и приказов. Предлагается изменить Градостроительный кодекс, положения ряда министерств и ведомств издав более 15 новых нормативных актов. При этом не предлагается изменить Гражданский и закон об НКО и другие существенные нормативы. Эксперты отмечают, что законопроект идет вразрез с поручениями Президента России и основными принципами административной реформы. И это не считая того, что законопроект вступает в противоречие с нормами статьи 75 Договора о Евразийском экономическом союзе, а также с положениями Приложения № 9 «О техническом регулировании в рамках ЕАЭС».

Полностью дезавуируется статус и функции Национальных объединений, членство СРО в которых предлагается сделать добровольным, снять с них контрольные функции, а также определить единый орган федеральной власти, который будет контролировать все Нацобъединения СРО во всех сферах экономики. Организационный хаос и коммерциализация саморегулирования при таких решениях просто гарантированы.

Что касается строительной отрасли, в законопроекте буквально вскользь записано, что членство строительных организаций в СРО обязательно — и все. То есть, этим законом абсолютно все строительные компании, даже те, которые строят индивидуальные дома или специализируются на деревянных заборах, заводятся в СРО. По оценкам экспертов, эта новелла коснется более 50 тысяч небольших строительных компаний, которые сейчас спокойно работают на рынке безо всяких допусков, и заставит их раскошелиться на суммы от 19,8 до 37,3 млрд рублей в первый год и впоследствии от 3,2 до 5,4 млрд рублей ежегодно. Что и говорить, отличная поддержка строительного комплекса в условиях кризиса.

Разработчики законопроекта, естественно, не могли оставить нетронутой и систему ответственности СРО перед третьими лицами. Так, вместо двухуровневой системы ответственности — страхования гражданской ответственности и формирования компенсационных фондов авторы законопроекта предлагают ввести «договор страхования финансового риска выплаты в пользу саморегулируемой организации в случае осуществления саморегулируемой организацией компенсационной выплаты из средств компенсационного фонда… и предъявления регрессного требования к ее члену». То есть, остается один уровень ответственности — компфонд СРО, который может закончиться очень быстро. При этом предлагается сам компфонд размещать только через управляющие компании с заключением договоров со специализированным депозитарием. Практика показывает крайнюю ненадежность такого размещения, поскольку заключение договора с управляющими компаниями не гарантирует сохранности средств компенсационных фондов СРО, при этом расходы СРО существенно повышаются.

О такой мелочи, как ликвидация вследствие принятия данного законопроекта всей системы стандартизации и разработок в области технического регулирования, и вообще говорить не приходится.

Короче говоря, разработчики законопроекта хотят сломать практически все, что наработано за 6 лет, «до основанья, а затем..» — затем утвердить примат закона «О саморегулируемых организациях», заставив аудиторов, оценщиков, букмекеров и строителей работать по одним стандартам и правилам, без учета отраслевой специфики. Напомним, что эту главную идею всегда пропагандировал Виктор Плескачевский — и мы видим еще одну, очень мощную попытку эту идею реализовать, несмотря на ее эфемерность и несостоятельность. А то, что при этом пострадают интересы не только бизнеса, но и государства, в расчет не принимается.

И напоследок — очень интересный момент: поскольку и Минстрой России, и Национальные объединения строительной отрасли выступили категорически против данного законопроекта, Минэкономразвития в лице Департамента государственного регулирования в экономике (разработчики законопроекта) делает вид, что их просто не существует: никакие поправки от строителей не принимаются, на их письма и запросы ответы не даются, на совещания и обсуждения они не приглашаются. Но стоит напомнить, что один раз строительное сообщество уже не дало загнать себя под одну гребенку с оценщиками — в 2008 году. Очевидно, что оно не будет молчать и сейчас.

 Источник: АНБС

Темы: , ,


Обсудить на форуме