В госзакупки вкрались строительные поправки | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

В госзакупки вкрались строительные поправки

В пятницу Госдума приняла во втором чтении проект поправок к Градостроительному кодексу (ГК). Документ, изначально защищавший интересы трех национальных объединений саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве (по сути, они должны были заменить упраздненный Росстрой), вызвал раскол в отрасли, ко второму чтению потерял большинство спорных положений — но не избавился от неожиданных новшеств и не устранил раскола. Менее чем за сутки до второго чтения комитет по строительству внес в текст поправок к ГК ряд изменений закона "О госзакупках", а строители провели в пятницу конференцию "несогласных", где выбрали делегатов в оргкомитет съезда крупнейшего нацобъединения отрасли.

Принятие Госдумой в пятницу во втором чтении поправок к ГК, разделивших строителей на сторонников и противников усиления отраслевых национальных объединений, не обошлось без неожиданностей. Сюрпризом для "несогласной" части строителей стало появление в тексте законопроекта довольно объемной правки закона "О госзакупках" (ФЗ N 94). Изменения в законопроект комитет по строительству внес в последний момент — в информационной системе Госдумы они появились вечером 8 июля, хотя второе чтение законопроекта изначально планировалось на 7-е и было перенесено на 9-е.

Изменения 94-го закона, вошедшие в пакет поправок к ГК, исключают страхование ответственности по контракту из числа мер обеспечения, которые ранее допускались законом с согласия заказчика. В новой редакции закона "О госзакупках" обеспечением признается только наличие безотзывной банковской гарантии, договора поручительства или передачи заказчику залога. Требования к поручителям по контрактам также становятся строже. Если ранее объем резервов поручителя не мог быть ниже 300 млн руб., а объем поручительства — превышать 10% резервов, то поправки вводят дополнительные ограничения: чистая прибыль поручителя должна превышать поручительство "не менее чем в три раза" или быть "более 100 млн руб.". Отдельные ограничения коснулись недвижимости: согласно поправкам, "стоимость основных средств в части зданий поручителя должна составлять не менее 300 млн руб., превышать не менее чем в десять раз размер поручительства или составлять более 1 млрд руб.".

Некоторые поправки в 94-й ФЗ выглядят парадоксально — так, вопреки инициативам президента и правительства по внедрению в РФ электронного документооборота из закона "О госзакупках" исключается положение о возможности отправить запрос на ознакомление с конкурсной документацией в электронном виде. В новой редакции запрос может быть подан только в письменной форме. Глава комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы Мартин Шаккум отказался вчера комментировать изменения 94-го ФЗ, сославшись на выходной.

"Я вообще не понимаю, зачем это было сделано, тем более в последний момент",— сказал вчера "Ъ" противник поправок в ГК, глава комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский. По его словам, многие депутаты увидели эти новации только утром 9 июля и не имели достаточного времени, чтобы оценить их. "У закона "О госзакупках" есть огромное количество недостатков, но править его поправками в ГК нельзя",— заявил депутат.

Напомним, правка ГК стала яблоком раздора для строительной отрасли (см. "Ъ" от 5 и 9 июля) еще после принятия проекта в первом чтении 19 мая. Законопроект был раскритикован президентом Дмитрием Медведевым за чрезмерное расширение контрольных полномочий нацобъединений СРО — в частности, самого крупного нацобъединения строителей — НОСТРОЯ (он был создан до образования большинства СРО отрасли, вынужденных присоединяться к уже сформированному объединению без возможности влиять на правила игры). Ко второму чтению большинство спорных норм было из поправок изъято; нацобъединениям предписали провести новые съезды и выборы руководства — что, однако, не помешало ни появлению новаций в законопроекте, ни развитию раскола среди строителей.

Так, в пятницу в "Президент-отеле" прошла конференция "несогласных" СРО — на ней присутствовало 58 представителей СРО, из них 51 (20% всех строительных СРО) с правом голоса. Организатором мероприятия выступило СРО НП ЕМСО — его возглавляет владелец группы "Мой банк" и миноритарий Altimo Глеб Фетисов. В инициативную группу вошли зампред фракции ЕР в Госдуме Владимир Пехтин, глава комитета по собственности Виктор Плескачевский, бывший замглавы Минрегиона Владимир Бланк (ныне топ-менеджер "Ростехнологий") и глава департамента ведомства Илья Пономарев. Господин Бланк заявил, что конференция созвана "для реализации принятого сегодня во втором чтении законопроекта", согласно которому в течение трех месяцев после его вступления в силу (ожидается, что третье чтение пройдет 16 июля, а закон вступит в силу 15 августа) должен быть проведен съезд НОСТРОЯ. На конференции были избраны 14 представителей "несогласных" в оргкомитет съезда во главе с господами Пехтиным и Плескачевским. Оргкомитет (в него войдет не более 30 человек) будет формировать Минрегион, куда и будет направлен список избранных представителей.

В то же время, по данным участников конференции, Мосгордума уже подготовила и согласовала с правительством Москвы новый пакет поправок к ГК — на этот раз в его разработке принимали участие "несогласные" строители. Документ передан господину Пехтину для выяснения позиции ЕР по этому вопросу.



Олег Сапожков, Анна Пушкарская


Обсудить на форуме