В.Мозолевский: «Саморегулирование в строительстве – это новая система негосударственного управления строительным комплексом» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

В.Мозолевский: «Саморегулирование в строительстве – это новая система негосударственного управления строительным комплексом»

Мы отслеживаем выполнение строительных работ на многих объектах Сахалинской области, особенно, если победитель аукциона снизил начальную цену более чем на 25%, а если снижение начальной цены более 40% – все эти объекты автоматически ставятся на контроль качества работ.

И ОПЯТЬ О ПРЕСЛОВУТОМ ФЗ № 94

Мы уверены, что при снижении цены более чем на 15%, если есть проектная документация и стоимость определена на основании сметы, выполнить строительные работы без ущерба качеству и безопасности объекта и без нарушения трудового и налогового законодательства, невозможно. При снижении начальной аукционной цены более чем на 25%, выполнить контракт возможно только или при сговоре с заказчиком или при уверенности в безграмотности или в абсолютной халатности заказчика, применяя контрафактные и несоответствующие требованиям технических регламентов строительные материалы, конструкции, технологии и в большинстве таких случаях используя не квалифицированную и почти бесплатную, не законно привлечённую, рабочую силу из ближнего и дальнего зарубежья. На подписание контрактов при таком снижении начальной аукционной цены постоянно могут выходить лица, которые не имеют производственной базы, штатной, квалифицированной постоянной рабочей силы, высококвалифициронных специалистов и финансовой устойчивости. Как правило по тким контрактам срываются сроки выполнения работ или же такие работы этим подрядчиком не заканчиваются. А в судебном процессе часто заказчики проигрывают таким подрядчикам из-за отсутствия качественно подготовленных документов на данный объект (изыскания, проект, экспертиза, контракт, отсутствие разрешения на строительство, не подготовленный земельный участок безграмотный строительный контроль и и отсутствие грамотного юриста). Бывает проигрыш заказчика заранее срежисирован обоими. Даже сам заказчик говорит, подавайте в суд на оплату дополнительных работ – мы оплатим по решению суда. Почему на это, зачастую, не обращают внимание контрольные и надзорные органы?

Относительно рапортов муниципалитетов, областей и Минэкономразвития РФ об экономии бюджетных средств в результате проведении торгов (аукционов).

Мало кто говорит о конечной экономии в результате строительных торгов и реализации контрактов. Торги на строительные работы – это не торги на покупку «памперсов» или гречки. Это не торги на покупку. Это торги на строительство объектов, что представляет собой длительный специфический процесс с освоением земельного участка, привлечением специалистов и квалифицированных рабочих, приобретении и использовании строительных материалов и конструкций, создании продукта в соответствии с проектной документацией и ввода этого объекта в эксплуатацию. Это совсем другой процесс и глупо проводить торги практически как на приобретение (покупку) объекта капитального строительства, в то время, когда необходимо проводить торги на его строительство в соответствии с передаваемой заказчиком проектной документацией по правилам Градостроительного Кодекса РФ. Пора это уже начинать понимать всем.

Поэтому общие цифры экономии нам, как строителям, ничего не говорят. Но это не главное. Главное в том, что эти цифры не выведены из общегосударственной величины полученной экономии и убытков (ущерба). Это просто красивые цифры для отчёта организаций и получения, возможно, даже премии. Ни для чего больше. Ведь никто не выводит общегосударственный синергетический эффект от такого дикого, как у нас порой, снижения цены контракта. Никто не учитывает суммы убытков от несвоевременного окончания работ или даже остановки строительства на неопределённое время по разным причинам, от ущерба при применения менее качественных и не соответствующих проекту маитериалов и конструкций, затраты на вынужденный ремонт объектов во время гарантийной экплуатации, а претензии уже не к кому предъявить, убытки от выделения дополнительных средств для окончания строительства объектов, социальный ущерб от снижении зарплаты рабочим (могут быть забастовки рабочих, снижаются налоги от зарплаты, снижается покупательная способность населения), от снижения налогов, платежей в бюджет самими участниками торгов, и прочих убытков и дополнительных социальных последствий.

Ведь мало кто задумается, почему при проведении конкурсов на строительные работы в США, например, при уменьшении цены лота на более 5% участник обязан дать письменные пояснения-гарантии, за счёт чего он планирует сэкономить. Конечно там при конкурсе проходит строгая предквалификация. Мало того, в правилах конкурса указаны статьи, за счёт чего нельзя сэкономить – на замене материалов на более низкого качества и более низких характеристик надёжности и безопасности, на уплате налогов и платежей в бюджет, на прибыли для развития компании, на зарплате рабочих, на охране труда и прочее. И это стого контролируется. При этом работает антидемпинговый закон, потому что при большом снижении цены одним из участником он может разорить другого участника, который не получит этот заказ, хотя все другие показатели и опыт у него лучше. Т.е., если бы выиграл первый, он смог бы в ущерб себе выполнить работы (у него достаточно свободных средств), а другой разорится. Вот пример заботы о малом бизнесе и вообще о бизнесе. Но главное, что во главу угла ставится качество строительства, способность участника выполнить заказ в соответствии именно с проектной документацией. Заказчик определил стоимость объекта, главное теперь найти подрядчика, который мог бы выполнить работы в срок и в соответствии с проектом (это и есть показатель качества).

Опыт Японии

Практически везде в развитых странах есть предквалификация строительных организаций. Сам закон по строительным торга , например в Японии, это книга в 260 страниц. Японские чиновники говорят: «Мы не можем давать заказ за средства налогоплательщиков строительной организации, если мы не уверены, что она выполнит его качественно и в срок. За результаты предквалификации мы несём строгую ответственность». Вот чего нам не хватает. Ответственности чиновников за результаты прдквалификации и результата строительства объекта.

В ноябре-декабре каждого года в Японии проходит предквалификация строительных организаций на предмет допуска их на государственные и муниципальные аукционы на следующий год. Например в префектуре (области) Хоккайдо всего около 32 000 строительных организаций. В результате предквалификации на предмет допуска к аукционам отбирают около 2 000 строительных организаций. Это в основном генподрядчики. В Японии, как и в других развитых странах, очень развита узкая специализация малых строительных предприятий. Они не понимают, как можно одной организацией выполнять большой перечень различных работ. Когда мы рассказали о нашей системе допусков, они зявили, что при этом нельзя качественно выполнять строительные работы. Такого у них не бывает.

Кроме того, у них решён вопрос, когда имеют право (просто у них так принято) участвоать в аукционах до определённой сумы подряда строительные организации только данной префектуры. Эта сумма в пересчёте на рубли примерно 100 млн. рублей. Они считают, что при меньшей сумме аукциона строительным организациям экономически не целесообразно мобилизовывать строительные мощности, собственных специалистов и рабочих, своих субподрядчиков в другую префектуру. При большем объёме работ – пожалуйста. А у нас приезжает гонец из другого региона, демпингует и выигрывает аукцион, после чего исчет кому продать подряд или исчет субподрядчиков, которым часто ничего не платит и в конечном счёте заваливает объект. Вопрос выполнения работ в другом регионе у нас вообще никак законодательно не решён, особенно учитывая, что все строительные организации имеют заявленных специалистов, которые отвечают за безопасность работ и проживают по месту нахождения организации. Практически мало кто планирует их перемещать для выполнения заказа. Тогда что с требованиями саморегулирования о выдаче Свидетельства о допусках? Сидя, например в Москве, нельзя построить объект на Сахалине. Закупить и поставить любой товар можно. Поэтому действующий закон № 94 не годится для строительных торгов и продолжает разрушать строительный комплекс России, особенно в регионах. Все это понимают, но загипнотизированы фиктивной экономией, полученной только при проведении аукционов. Это, как наркотик. Это прияно, но разрушает до гибели. Кто освободит строителей от зависимости от этих разрушающих правил торгов.

Поэтому мы считаем, что наряду с необходимостью срочного внесения поправок в известный 94-ФЗ в 2010 году, Нострой должен начать разрабатывать новый Федеральный закон о предквалификации и торгах в строительстве на основе анализа мирового опыта и российской реальности с введением его в действие в 2011 году. Этот закон должен быть разработан под руководством Минрегионразвития РФ , как отвечающего в России за состояние строительного комплекса и за реализацию программ развития капитального строительства. В Минэкономразвития РФ должны остаться вопросы торгов товарами и услугами. Каждый должен заниматься своими делами и отвечать за них.

Силами наших специалистов юридического отдела были разработаны во втором квартале с.г. и переданы НОСТРОЙ, Минэкономразвитию РФ, ФАС РФ и Генеральной прокуратуре РФ и в Комитет ГосДумы РФ по строительству и земельным отношениям три предложения проектов законов внесении изменений и дополнений в ФЗ-94 для срочного рассмотрения и внесения в ГосДуму РФ .

Первый блок предложений – направлен на приведения положений ФЗ № 94 по строительным торгам в соответствие с требованиями Градостроительного Кодекса РФ.

Второй блок предложений – по внесению весьма важных антикоррупционных поправок в ФЗ № 94.

Третий блок предложений – по внесению предложений в соответствии с требованиями ФЗ № 261 « Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности ..»

Относительно покушения на меня в конце июня 2010 года в Южно-Сахалинске могу сказать – лично я считаю, что причину покушения я практически описал выше, в этом моём понимании положения дел в строительстве. Руководители СРО, которые хотят защитить членов СРО от выполнения работ при отсутствии качественной проектной документации, что зачастую существует при строительстве объектов капитального строительства и практически повсеместно при капитальном ремонте объектов, включая работы по монтажу навесных вентилируемых фасадов, замене (реконструкцией) плоских кровель на скатные крыши, реконструкции проезжей части городских улиц и подобных, без качественного строительного контроля со стороны заказчиков и без сопровождении объектов Гостройнадзором, вынуждены честно выполнять свою работу под страхом возможных нападок и со стороны безответственных или безграмотных чиновников, и со стороны безответственно и безграмотно работающих руководителей организаций, особенно, которые по неизвестным обоснованиям получили Свидетельства о допуске к работам максимум за пять дней при подаче заявления на него за пределы Федеральных округов нахождения.

журнальная верстка


Обсудить на форуме