За барьер не заходить | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

За барьер не заходить

Прошедший в конце апреля очередной Всероссийский съезд саморегулируемых организаций в строительной сфере оказался, в отличие от предыдущего, совсем не скандальным. Не рассылались анонимные письма, раскрывающие объемы аппаратных трат НОСТРОЙ, не создавались инициативные группы, намеревающиеся организовать альтернативное нацобъединение. С управленческой точки зрения — это безусловный плюс, свидетельствующий о завершении процесса распределения полномочий и переходу к решению реальных проблем, стоящих перед саморегулируемыми организациями.

А проблем на сегодняшний момент остается немало. И, пожалуй, наиболее полный их перечень был обозначен в выступлении генерального директора НП СРО «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского. Справедливости ради стоит отметить, что часть проблем, затронутых в докладе, могут быть решены усилиями самого саморегулируемого сообщества, тогда как другие требуют привлечения «сторонних» союзников.

Самой серьезной и требующей решения проблемой остается разрушение административных барьеров для малого и среднего бизнеса, составляющего до 80 % членов различных СРО. В частности, одним из таких барьеров остается произвол государственных и муниципальных заказчиков, произвол по причине отсутствия четких правил организации их деятельности. Все чаще строительное сообщество говорит о необходимости принятия специальных нормативных актов, определяющих правила взаимодействия заказчиков и подрядчиков, но по всей видимости, у этой идеи нет влиятельных лоббистов на федеральном уровне. Кроме того, не исключено, что решение этой проблемы требует изменения вообще всей системы государственных заказов.

Но проблема административных барьеров для малого бизнеса не исчерпывается неурегулированностью отношений госзаказчиков и подрядных компаний. Значительно больший урон наносят уже действующие регулятивные механизмы. Первым здесь следует назвать принцип разделения всех работ на две группы: требующих получения допусков безотносительно к объектам, и требующих только в случае их выполнения на отдельных категориях объектов (пресловутые «звездочки», которым помечены виды работ в Приказе № 624). Неоднократно отмечалось, что сама эта конструкция выглядит искусственной.

Как говорит генеральный директор СРО НП «УОС» Сергей Ренжин, сегодня наиболее актуальными являются две альтернативы: либо развитие механизмов «упрощенного» саморегулирования, которые складываются уже сейчас и позволяют малому бизнесу развиваться, либо существенная корректировка Градкодекса. Эта альтернатива предполагает исключение «звездочек», но за счет дифференциации как требований, так и взносов в компенсационный фонд в зависимости от вида работ, причем снижение взноса в компенсационный фонд должно произойти вплоть до 5-10 тысяч рублей. И здесь речь также идет о значительном смягчении норм Градостроительного кодекса.

Валерий Мозолевский считает, что еще одним проявлением обременительности действующих норм является повышение квалификации и введенная относительно недавно аттестация. Никто не спорит с тем, что в строительстве должны трудиться только высококвалифицированные специалисты, но плата за это должна быть разумной, а самое главное — посильной для строительных организаций. На практике, однако, наблюдается совсем иное — количество учебных программ, их продолжительность и цена постоянно возрастают. При этом оказывается, что подобного рода «рост» не является требованием какого-нибудь федерального закона, а представляет собой «инициативу» части саморегулируемого сообщества. Фактически, то же самое может случиться и с аттестацией. Плюс сама трактовка сущности аттестации НОСТРОЙ вызывает большие сомнения.

Как отмечают эксперты, саморегулирование, изначально призванное сократить количество административных барьеров, усиленно начинает выстраивать их вновь. Но к счастью для решения этих проблем требуется лишь воля саморегулируемого сообщества.


Обсудить на форуме