9 декабря Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка сбалансированности стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных субъектов федерации на примере Дальнего Востока, Байкальского региона и Сибири», сообщает пресс-служба ведомства.
В ходе проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в настоящее время Минрегионом России в силу возложенных на него полномочий не осуществляется контроль за реализацией положений стратегий федерального и регионального уровня.
В управлении социально-экономическим развитием Сибири и Дальнего Востока происходит постепенный переход от объектного к платформенно-объектному принципу на базе создания локальных кластеров и их логистической привязки. Вместе с тем существуют лишь отдельные примеры проектного подхода, сочетающего комплексный вариант планирования социально-экономического развития и территориального планирования, нацеленных на достижение конкретных, общественно-значимых эффектов — подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, развитие Южной Якутии и другие.
В целом реализуемые в субъектах проекты носят локальный и зачастую случайный характер, учитывающий лишь исторически сложившееся размещение производительных сил и человеческого капитала.
Анализ также показал, что в отсутствии выстроенной системы управления, нацеленной на конечный результат, во многих субъектах Российской Федерации на территории сибирского и дальневосточных округов запланированные ключевые экономические и социальные эффекты не достигаются. Неразвитая транспортная и энергетическая инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности на Дальнем востоке и в Байкальском регионе, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.
В материалах, представленных на Коллегию отмечается, что до сих пор не закончена реализация Комплексных инвестиционных планов моногородов, которым оказана государственная поддержка. Техническая готовность инфраструктурных объектов в среднем по всем 35 моногородам составляет 33,9%. В 12 моногородах работы ведутся низкими темпами (менее 50% готовности), а в 4 работы по инфраструктурным объектам за последние 1,5 года не производились вообще.