Новая версия законопроекта о саморегулируемых организациях (315-ФЗ), разработанная Минэкономразвития, нуждается в дальнейшей доработке, сообщает пресс-служба Открытого правительства со ссылкой на выводы Экспертного совета при Правительстве РФ. В пресс-службе отмечают, что документ уже обсуждался на площадке Открытого правительства, однако высказанные экспертами замечания так и не были учтены.
«Положения законопроекта недостаточно синхронизированы с положениями разрабатываемого законопроекта о государственном и муниципальном контроле и надзоре», — отмечают в Экспертном совете. Работа над этим документом уже завершается, к 1 июня его планируют внести в правительство.
«В представлении всего экспертного и бизнес-сообщества законопроекты о госконтроле и о саморегулируемых организациях — это два сообщающихся сосуда. Две эти масштабные реформы должны быть максимально синхронизированы между собой, — считает министр РФ Михаил Абызов. — Если мы уже отдали какую-то сферу саморегулируемым организациям, то зачем туда приходить государству? Необходимо уточнить порядок, при котором невозможно было бы дублирование госконтроля и контроля со стороны СРО над своими членами. В противном случае это станет дополнительной нагрузкой на реальный сектор и реальные предприятия. Ответственное саморегулирование в конечном итоге должно дать дополнительное качество государственным институтам».
Главным образом речь идёт об определении принципов и механизмов принятия решений о начале и прекращении использования СРО с обязательным членством. Именно эта форма саморегулирования предназначена для замещения государственного регулирования и контроля.
Экспертный совет предлагает рассмотреть альтернативный «нормативный» подход к формированию института саморегулирования, в рамках которого государство сможет делегировать выполнение части государственных функций СРО с обязательным членством. Такие организации смогут получать свой статус в соответствии с формализованными критериями, в основе которых — риск возникновения значительного ущерба от деятельности отдельных участников рынка.
Эксперты считают необходимым конкретизировать подход к оценке эффективности СРО с обязательным членством: она, по их мнению, должна быть нацелена на достижение конечных общественно значимых результатов регулирования. Оценивать работу системы СРО при этом должны не только госорганы, но и потребители услуг организаций, входящих в состав СРО.
Чтобы исключить дублирование функций СРО с обязательным членством и контрольно-надзорных органов, передавать контрольные функции таким организациям, по мнению экспертов, следует поэтапно. В проекте закона о госконтроле при этом предлагается определить, при каких условиях госконтроль можно заменить альтернативными механизмами.
Экспертный совет также предлагает уточнить требования к порядку формирования национальных объединений СРО. «При реализации предложенных законопроектом положений о формировании национальных объединений СРО существует опасность создания национальных объединений со значительными функциями по контролю за предпринимателями, включая третейское разрешение споров между ними, без возможности контроля и применения санкций к самим национальным объединениям», — предупреждают эксперты.
Экспертный совет предлагает определить критерии для применения института национальных объединений СРО в той или иной отрасли, а также критерии оценки качества выполнения их функций и порядок ликвидации плохо работающих нацобъединений.
В дополнительной проработке, по мнению экспертов, нуждается и механизм имущественной ответственности СРО по обязательствам своих членов — предусмотренные в законопроекте механизмы могут оказаться слишком обременительными для бизнеса. Также эксперты предлагают расширить перечень вопросов, по которым в других федеральных законах могут содержаться нормы о саморегулировании.
В то же время Экспертный совет отмечает, что авторы документа проделали серьёзную работу по совершенствованию действующего законодательства о СРО, а текущая версия законопроекта содержит целый ряд важных пунктов. Речь идёт, в частности, об определении минимально необходимых требований для введения института СРО с обязательным членством, возможностях для передачи средств компенсационного фонда при ликвидации нацобъединений СРО.