Стратегию развития сети скоростных автодорог России до 2030 года правительство планирует утвердить к концу года, но уже сегодня документ доступен для обсуждения. В «Коммерсанте» изучили стратегию более подробно.
Как сказано в разработанном Минтрансом и Автодором документе, на развитие сети скоростных трасс из бюджета понадобится 350 млрд руб. ежегодно. Все они будут строиться в формате частно-государственного партнерства и после открытия станут платными.
Всего до 2030 года планируется построить около 18 тыс. кв. м таких дорог. Из них 14 тыс. — в рамках новых проектов, начать развитие которых планируется с 2020 года. Это, в частности платный дублер «большой бетонки», трассы из Екатеринбурга в Великие Луки, Казань и Челябинск, а также ряд других.
Тогда же доля частных инвестиций в подобных проектах будет увеличена до 50%, считают разработчики стратегии. Независимые эксперты в подобные перспективы не верят. Строительство и эксплуатация платных дорог — долгосрочный проект, окупаемый минимум через 10 — 15 лет. В условиях дорогих кредитов, высоких инфляционных и курсовых рисков частные вложения в такие проекты возможны только при значительной доле бюджетного финансирования.
«Даже учитывая, что в качестве частных инвестиций проходят в основном заемные средства, привлекаемые бизнесом в форме кредитов ведущих госбанков и банков с госучастием — ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка, Внешэкономбанка, прогноз относительно 50% госинвестиций после 2020 года вызывает большие сомнения», — поделилась мнением старший научный сотрудник института экономики транспорта ВШЭ Екатерина Решетова.
На конец 2014 года, по подсчетам Forbes, доля частных вложений в основных проектах платных дорог «Автодора» составляла 30,5%. Если говорить о конкретных соглашениях, она колебалась от 6% до 48%. Отметку в 40% внебюджетные вложения превысили только в двух проектах из девяти — «Обход Балашихи и Ногинска» и «Третий пусковой комплекс ЦКАД».
При этом уже тогда государство фактически взяло на себя все риски недостаточного автомобильного трафика на будущих платных трассах. Соответствующий пункт был включен в одно из положений закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» (ст. 38, п. 3, п/п 5). Согласно этому пункту, условия концессионного соглашения могут предполагать выплату компенсации частному инвестору, если уровень трафика не достигнет прописанных в нем значений.