Через месяц акционеры петербургского «Метростроя» рассмотрят вопрос о смене гендиректора. Вместо Вадима Александрова компанию может возглавить его сын Николай, сообщает «Фонтанка.ру» со ссылкой на информационные источники, близкие к компании. Смена руководства происходит на фоне скандалов и судебных разбирательств, связанных с деятельностью «Метростроя».
Николай Александров, который является заместителем директора «Метростроя», согласно СПАРК, последовательно наращивает свой пакет акций — с 21% в конце 2013 года до 24,15%. Больше только у «Петербургского метрополитена». Далее в иерархии собственников идут комитет имущественных отношений и сам нынешний директор (21% и 13,62% соответственно). На рынке бытует мнение, что фактическими владельцами «Метростроя» сейчас оказались отец и сын Александровы, что вызывает недовольство у властей.
Недовольство Смольного в этой конструкции перекликается с серией разбирательств и исков, в центре которых оказался «Метрострой». А они, в свою очередь, напрямую связаны с резко увеличившимся фронтом работ компании. В марте 2016 года в офис на Загородном проспекте пришли чекисты, проверяющие контракты на вынос сетей с нескольких стройплощадок. Речь идет об участках, где строятся станции «Юго-Западная», «Путиловская», «Новокрестовская» и «Беговая». По этому делу был арестован Дмитрий Ильченко, руководитель «Петростроя» – подрядчика «Метростроя». Его обвиняют в мошенничестве при инженерной подготовке земли, на которую из бюджета выделили полмиллиарда рублей.
В октябре географию обысков расширили, — сотрудники экономической безопасности регионального УФСБ наведались не только в офис, но и в загородный дом самого Вадима Александрова. Это стало эпизодом «грунтового дела», в рамках которого арестовали топ-менеджера «Метростроя» Николая Казнина. И вновь речь шла о строительстве новых станций: по версии следствия, при вывозе грунтов со стройплощадок компания не только не довозила груз до официальных полигонов, но и завышала класс его опасности, — и то, и другое сказывается на размере оплаты работ. Все это в конечном итоге вылилось в «грунтовые» и «инженерные» иски со стороны Смольного к «Метрострою». КРТИ пытается отсудить у компании несколько сотен миллионов, которые, по мнению чиновников, были перечислены за невыполненные или переоцененные работы.
Николай Казнин был помощником первого заместителя Вадима Александрова Владимира Харенкова — как считается, правой руки гендиректора и его сменщика на время отпусков. Тем не менее, именно Николая Александрова источники «Фонтанки» называют главным претендентом на пост нового директора. Такой династический маневр можно было бы воспринимать как перезагрузку руководства в плане судебных неурядиц. Однако и у самого Николая Александрова дела в этом смысле обстоят не то чтобы идеально. В прошлом году было возбуждено уголовное дело против первого зампреда банка «Невастройинвест» Андрея Горбатовского, который оказался под судом по обвинению в коммерческом подкупе. Приговор по нему был вынесен в октябре. Владельцем 72% акций «НеваСтройИнвеста» уже около двух месяцев является Николай Александров (до марта 2017 года у него было 24%). Среди клиентов банка числятся компании, связанные с «Метростроем», а также предприятия группы «Компакт», которая зарегистрирована на Фучика, 4, — там же, где дополнительный офис банка. Да и самого Александрова-младшего СПАРК называет совладельцем УК «Компакт».
С этой группой семью Александровых связывает еще одна история. «Компакт» – традиционный подрядчик «Метростроя», и в конце 2013 года строители подземки выступили в качестве поручителей по кредиту Связь-банка «Компакту» на 750 млн рублей. Когда пришли тяжелые времена, Александровы подали иск к своей же компании о признании договора поручительства ничтожным. Подпись Николая Александрова под договором они не признали и заявили, что решение не было согласовано с руководством «Метростроя». Суд принял сторону Александровых. В начале марта 2017 года кассационная жалоба Связь-банка принесла результат — дело отправили на повторное рассмотрение.
Впрочем, это произошло в изменившемся для «Метростроя» городском пейзаже. Компания приняла на себя самый скандальный строительный проект последних лет — стадион на Крестовском острове. Это привело к новым судебным разбирательствам с предыдущим подрядчиком и интересу со стороны антимонопольщиков. Одновременно «Метрострой» отдал гораздо больше, чем от него требует Связь-банк, на строительство Яхтенного моста.
В данный момент компания работает на строительстве сразу четырех веток метрополитена, чего не было, как говорят в «Метрострое», с постсоветских времен. Общий объем этих контрактов приближается к 120 млрд рублей. В приоритете оказалась Невско-Василеостровская линия, ведущая к стадиону. Другое знаковое направление — Фрунзенский радиус — собирались достроить на год раньше контрактного срока, т. е. в конце 2017 года, а не 2018-го. Однако подрядчику требовалось дополнительно 7,8 млрд рублей. Смольнинская корректировка бюджета предусматривает лишь полтора миллиарда дополнительно, а в губернаторской поправке 3 лишних миллиарда для КРТИ распределили в основном на ремонт дорог.
Одновременно «Метрострой» оказался неожиданно отодвинут от казалось бы гарантированного ему подряда — на достройку депо «Южное», которым будет заниматься «ЛенСпецСМУ». В 2016 году «Метрострой» заключил контрактов на 11 млрд рублей (в 2015 — на 88 млрд рублей).