В Союзе «Проектные организации ОАО НК «Роснефть» чуть было не свершилась революция. Председатель Совета СРО Дмитрий Кузьмин предложил досрочно освободить от должности гендиректора СРО Валентина Москальчука и сменить адрес регистрации организации с Краснодара на Москву. Общее собрание СРО СПО «Роснефть» оба предложения большинством голосов отвергло. На ситуацию обратили внимание в редакции портала «Всё о саморегулировании», назвав сложившуюся ситуацию в СРО попыткой рейдерского захвата.
Дело в том, что на пост гендиректора СРО СПО «Роснефть» председатель Совета Кузьмин предложил гендиректора включённого в конце прошлого года в государственный реестр СРО Союза «Роснефть – Изыскания» Игоря Бугаева. Между тем, срок полномочий Валентина Москальчука истекает лишь в 2021 году, никаких нареканий к его работе члены СРО не имеют, а координатор НОПРИЗ по ЮФО и СКФО Наталья Доценко считает, что именно благодаря стараниям Москальчука СРО СПО «Роснефть» является сегодня стабильной и весьма перспективной организацией. Более того, в планах координатора – на очередной окружной конференции выдвинуть данную кандидатуру в Совет НОПРИЗ.
Чем же «не мил» оказался нынешний гендиректор председателю Совета СРО? И почему сама СРО должна перебраться из Краснодара в Москву? На общем собрании из уст Кузьмина прозвучали следующие аргументы: Валентин Москальчук недостаточно активен в продвижении интересов ПАО «НК «Роснефть» (а они заключаются в повышении качества работ), что СРО могла бы стать площадкой для регулирования ценообразования по договорам подряда на выполнение работ по подготовке проектной документации, и, чтобы это воплотилось в жизнь, в СРО непременно нужно сменить гендиректора. Что же касается переезда, то в Москве, по убеждению Кузьмина, существование СРО обойдётся дешевле (!), а оргвопросы будут решаться значительно проще.
Судя по протоколу, данные аргументы участников собрания не убедили. Про «дешевле» можно даже не комментировать. В остальном было отмечено, что деятельность СРО регламентирована законодательством, и решение задач, обозначенных председателем Совета, в её функционал не входит. Впрочем, по словам заместителя гендиректора СРО Ольги Солнцевой, никаких инициатив на сей счёт ни со стороны Совета СРО, ни со стороны предприятий «Роснефти» в дирекцию СРО даже не поступало.
Если членов СРО беспокоит низкое качество выполняемых работ, нужно позаботиться о разработке соответствующих стандартов (данная компетенция отнесена к НОПРИЗ), отметила координатор нацобъединения Наталья Доценко. Такая инициатива должна исходить от самих членов СРО, консолидироваться в коллегиальном органе и решением общего собрания направляться в НОПРИЗ. Что же касается вопросов ценообразования, то они отнесены к компетенции Минстроя РФ и никак не могут решаться на уровне саморегулируемых организаций, подчеркнула координатор.
Кстати, в ходе собрания решались ещё два важных вопроса: передача полномочий по назначению гендиректора от общего собрания к Совету СРО и отказ от кураторства над СРО ПАО «НК «Роснефть». Если последний вопрос был заблокирован «контрольным пакетом» доверенностей самим Дмитрием Кузьминым (у председателя Совета оказалось 48 доверенностей + собственный голос), то остальные решения были приняты большинством голосов: полномочий Совету не передавать, адрес СРО не менять, а Валентина Москальчука оставить во главе организации.
В заключение отметим, что в СРО СПО «Роснефть» входят 94 компании, 42 из которых каким-либо образом связаны с ПАО «НК «Роснефть». На общем собрании, состоявшемся 31 мая, присутствовали лишь 20 делегатов, многие из которых голосовали по доверенностям.
Данная история поучительна для многих «всемогущих» компаний вроде «Роснефти», «Газпрома» «Транснефти», «Лукойла» и т.п., привыкших диктовать рынку собственные условия. «Все, кто имеет хоть какое-то отношение к саморегулированию проектной деятельности, понимают, что не может быть «карманных» СРО в отраслевых компаниях. Требования к деятельности (права и обязанности) СРО четко установлены и регулируются федеральным законодательством – в первую очередь, Градостроительным кодексом и 315-ФЗ», — напомнили в редакции портала «Всё о саморегулировании».