Счетная палата проанализировала результаты реформирования в 2015-2018 гг. системы ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства и пришла к выводу: реформа не состоялась, а соответствующее поручение президента страны не выполнено.
«Вместо того чтобы оптимизировать действующую систему ценообразования, основанную на базисно-индексном методе, ее просто законсервировали со всеми недостатками, которые мы отмечали по итогам проверки в 2014 году. При этом новая система, основанная на так называемом «ресурсном» методе, до конца 2018 года, как это было первоначально запланировано, не создана», - заявил на Коллегии ведомства аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.
Между тем, на реализацию мероприятий по реформированию системы ценообразования, начиная с 2015 г., израсходовано 1,9 млрд рублей, включая 1,4 млрд руб. из средств федерального бюджета. Несмотря на значительный объем затраченных средств, реформа не принесла ожидаемых результатов: новая система определения сметной стоимости строительства, основанная на «ресурсном» методе, не готова, нормативная база, необходимая для реализации реформы, в полном объеме не создана.
Анализ СП показал, что Минстрой бессистемно работает над формированием новых и актуализацией действующих сметных нормативов. Единая концепция или комплексный долгосрочный план (дорожная карта) отсутствуют. Система мониторинга потребностей строительной отрасли в новых государственных элементных сметных нормативах (ГЭСН) и единичных расценках не создана. Апробация новых подходов расчета сметной стоимости не проводилась.
Минстрой не сформировал полный комплект сметных нормативов и методических документов, в соответствии с которыми возможно осуществлять расчет сметной стоимости в условиях перехода на новую модель ценообразования. В частности, отсутствуют методики определения величины накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений, зимнего удорожания, затрат на осуществление функций технического заказчика. Те же методики, которые приняты министерством (например, методикиопределения сметных цен на: затраты труда, материалы, изделия, конструкции, оборудование, услуги на перевозку грузов для строительства), нуждаются в существенной доработке. Также требуют актуализации методы определения стоимости проектно-изыскательских работ.
Несмотря на создание ФГИС «Ценообразование в строительстве» (на неё потрачено около 400 млн рублей), необходимая база данных о рыночных ценах строительных ресурсов и работ в строительстве, необходимых для актуализации сметных нормативов, не создана. «По состоянию на 1 августа 2018 г. информацию в систему внесли только 2 160 юридических лиц, или порядка 26 % общего количества поставщиков информации», - отметил Росляк.
«Это не рядовой вопрос. Он влияет на все наши стройки, на стоимость проектно-сметной документации. Это тот самый институт, который не работает должным образом и создает в инвестиционном климате страны громадную проблему. Поэтому мы будем и дальше вести наблюдение в этой сфере. Надеюсь, что наши выводы послужат серьезным толчком в исправлении сложившейся ситуации»,- подвёл итог представленной информации глава Счётной палаты Алексей Кудрин.
Кстати, присутствующие на Коллегии представители министерства и Главгосэкспертизы с выводами Счетной палаты согласились и рассказали о том, как они будут работать над устранением недостатков. В частности, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков сообщил, что министерство уже разработало и внесло в правительство дорожную карту, в которой предусмотрены конкретные меры по доработке и внедрению «ресурсного» метода определения сметной стоимости строительства. «Мы планируем сделать «ресурсный» метод возможным для применения на бюджетных стройках с 1 января 2022 года», - сообщил он. До этого, по словам Дмитрия Волкова, будет применяться действующая система ценообразования на основе базисно-индексного метода.