Быстрой реформы в системе сметного нормирования и ценообразования в строительстве не случится. Процесс этот долгий и, судя по всему, мучительный, и с переходом отрасли в 2022 году на ресурсный метод ценообразования он вряд ли завершится. Об этом на посвящённой реформе научно-технической конференции, состоявшейся в Кемерово, сообщила глава Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина.
По оценке Ирины Тютьминой, к 2019 году в системе ценообразования накопилось значительное количество проблемных вопросов, и к 2022 году удастся решить только часть из них. К этому же сроку должен завершиться переход на ресурсный метод, но и потом сметное нормирование продолжит плавную трансформацию, реагируя на происходящие в отрасли перемены. «Нормативная база в сфере ценообразования в строительстве, по существу, остается без актуализации вот уже 15 лет, – отметила Ирина Тютьмина. – Разумеется, быстро решить накопившиеся за эти годы проблемы не удастся. Они будут решаться в среднесрочном (до 2022 года) и долгосрочном периоде».
Глава департамента подтвердила, что Минстрой России сохраняет курс на переход строительной отрасли на ресурсный метод ценообразования, основой которого должен стать системный результат государственного мониторинга цен производителей и поставщиков на строительные ресурсы. Она осветила проблемы, которые предстоит решить в данной сфере, и озвучила планы Минстроя на двухлетний переходный период.
Первый этап перехода – законодательное закрепление единых принципов в области ценообразования и наделение Минстроя России полномочиями постоянного регулятора данной сферы. Второй этап – утверждение новых государственных сметных норм, учитывающих применение новых технологий, материалов, конструкций и оборудования, а также разработка и утверждение новых методических документов в сфере строительного ценообразования.
Вместе с Главгосэкспертизой Минстрой уже подготовил 23 методических документа, а к 2022 году обещает ещё 3-4. «Все методические документы, которыми вы пользуетесь, будут приведены в соответствие с действующим законодательством, и в них будут максимально учтены все замечания и предложения строительного сообщества», – заверила Ирина Тютьмина, отметив, что не только министерство, но и всё строительное сообщество имеет право разрабатывать сметные нормы, учитывающие новые технологии и инновационные материалы.
На третьем этапе переходного периода нужно будет наладить полноценную работу ФГИС ЦС и обеспечить качественный мониторинг цен на строительные ресурсы. Отсутствие в системе достаточного количества информации об этих ценах, по словам Тютьминой, как раз и стало одной из главных причин затянувшегося перехода к ресурсному методу.
Есть в планах Минстроя и четвертый этап – непосредственное определение сметных цен. Рассчитывать сметные цены уполномочена Главгосэкспертиза, определять их, исходя из данных расчётов, будет Минстрой. Первая публикация новых сметных цен запланирована на май 2022 года, а пока же Минстрой старается, насколько возможно, усовершенствовать базисно-индексный метод.
Минстрой уже подготовил поправки в 191-ФЗ, — они предполагают так называемую «разморозку расценок», замороженных с 30 сентября 2017 года. «Заморозку вводили, предполагая скорое внедрение ресурсного метода, но быстро его внедрить не удалось, поэтому Минстрой и внес предложение о разморозке расценок. Это позволит применять те нормы, которые Минстрой гармонизировал с отраслевыми корпорациями, в том числе с Ростатомом, ОАО «РЖД» и другими», – пояснила Ирина Тютьмина.
Также в министерстве предлагают внести изменения в правительственное постановление № 1452 о мониторинге сметных цен на строительные ресурсы. «Мы предлагаем использовать это постановление не только при работе по ресурсному методу (как это изначально планировалось), но и при работе по базисно-индексному методу, – уточнила представитель Минстроя. – Регионам будут предоставлены более широкие полномочия для сбора той информации, которую они затем передают в Минстрой для подготовки периодически обновляемых индексов цен. Цель – сократить погрешности при формировании сметной стоимости базисно-индексным методом, ведь именно эта стоимость лежит в основе начальной цены для выставляемых на конкурсные процедуры контрактов».
Кстати, упомянутая выше конференция проходила два дня. В ней приняли участие представители Главгосэкспертизы, руководители региональных центров по ценообразованию, союзов строителей, строительных и проектных организаций из разных городов Сибирского федерального округа. Оказалось, что поднятая тема волнует не только подрядные организации, осуществляющие строительство за счет бюджетных средств, но и заказчиков, фискальные органы, а также участников многих внебюджетных строек.
Участники конференции обсудили практику применения сметных нормативов в Сибирском федеральном округе и проблемы, возникающие при расчетах между заказчиками и подрядчиками, подискутировали по вопросам взаимодействия бизнеса и власти при актуализации и совершенствовании сметных нормативов. Предметом обсуждения стало совершенствование информационного обеспечения реформы ценообразования, а также детали работы ФГИС ЦС.
В ходе дискуссий выявилось много проблемных моментов, которые необходимо урегулировать на федеральном уровне, в том числе вопросы определения заработной платы, накладных расходов, индексов. По мнению участников конференции, с учетом роста стоимости строительных ресурсов необходимо узаконить возможность передачи части полномочий Минстроя органам власти субъектов Федерации. Также нужно определить не только порядок взаимодействия бизнеса и власти в вопросах совершенствования сметных нормативов, но и основные задачи для достижения основной цели проводимой реформы – обеспечения разработки и актуализации сметных нормативов, отвечающих современным технологиям производства, реальным рыночным условиям и позволяющих достоверно определять сметную стоимость строительных работ.