По данным Национального объединения строителей, ни один целевой показатель нацпроекта «Жильё и городская среда» в этом году не будет выполнен. Об этом на заседании круглого стола «Реформа жилищного строительства, переход на проектное финансирование и механизм эскроу-счетов. Практика применения новых поправок» сообщил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
В презентации НОСТРОЙ спикер представил показатели нацпроекта, которые в текущем году достигнуты не были. В их числе: несоответствующая заявленному в проекте показателю 8,9% ипотечная ставка, которая в настоящее время в среднем по России составляет 10,24 %; снижающееся количество выданных ипотечных кредитов для долевого строительства (в июле их было 19 408, что на 36,1% меньше прошлогоднего показателя); падение объема строительства МКД, профинансированных за счет ипотеки; рост средневзвешенной цены 1 кв. метра жилья на первичном рынке (за год цена увеличилась на 15%) и сокращение количества действующих договоров долевого участия (за полгода Росреестр зафиксировал 2 886 ДДУ, что составляет всего 8,5% от годового показателя нацпроекта). Общий объём введённого в строй жилья тоже не дотянет до целевого показателя: по данным НОСТРОЙ, к концу года строители введут не более 77 млн. кв.м, тогда как в нацпроекте заложено 88 млн. кв. м.
В связи с этим НОСТРОЙ рекомендует Минстрою пересмотреть показатели нацпроекта на 2019-2020 годы, но сохранить итоговые цифры на 2024 год.
Антон Мороз также отметил, что в настоящее время застройщики не торопятся получать новые разрешения на строительство из-за низкой рентабельности, растёт число обанкротившихся застройщиков, покидающих рынок. Причины — рост стоимости строительных материалов и топлива, увеличение кредитной нагрузки и недоступность проектного финансирования.
«Нужно понимать, что даже если мы сможем закрыть все объемы текущего строительства и большинство проектов будет достраиваться по старой схеме, или получат проектное финансирование, или будут достраиваться с помощью государства, то низкие показатели объема этого финансирования не позволят застройщикам браться за новые проекты. Поэтому сейчас наиважнейшей задачей является увеличение доступности проектного финансирования для застройщиков, — отметил Антон Мороз. — Для этого нужно принять ряд таких мер, как развитие конкуренции банков в регионах, регламентирование количества и размера дополнительных банковских плат и комиссий при проектном финансировании, урегулирование отношений банков и застройщиков, рассмотрение возможности субсидирования для застройщиков ставки проектного финансирования на начальной стадии строительства, а также отмена избыточных требований к застройщикам. Ну и отдельное внимание следует уделить мерам по развитию института гарантирования ДОМ.РФ, который позволяет региональным застройщикам с низкой рентабельностью получить проектное финансирование».
Не менее важный вопрос для строителей — вопрос ценообразования при выполнении госконтрактов. «В настоящее время оно не обеспечивает адекватное возмещение затрат подрядных организаций, а длительный перерыв в исполнении функций по мониторингу фактических цен на строительную продукцию, привел к тому, что сегодня по отдельным позициям подрядчик строит себе в убыток, — говорит Мороз. — Так мы понуждаем строителей искать механизмы оптимизации, часто в ущерб качеству. НОСТРОЙ готов предоставить возможность органам, отвечающим за ценообразование, провести в хронометрах реальных затрат труда по операциям непосредственно на строительных площадках. Сейчас очень важно восстановить механизм мониторинга цен и своевременной индексации сметных нормативов».
В завершение Антон Мороз ещё раз напомнил о тех мерах, которые предлагает НОСТРОЙ для того, чтобы остановить уход застройщиков с рынка и достигнуть необходимых показателей национального проекта. Это, прежде всего, повышение доступности ипотечного кредитования, строительство жилья для социального найма, развитие индустриального ИЖС вместе с развитием самой индустрии стройматериалов и конструкций, обеспечение жилищного строительства земельными ресурсами — с необходимой градостроительной документацией и инфраструктурой; снижение расходов, связанных с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения.