Минстрой разработал и включил в проект Стратегии развития стройотрасли до 2030 года (с прогнозам до 2035-го) пессимистичный сценарий – на случай снижения спроса и инвестиций по причине спада экономики. До сих пор министерство предлагало к обсуждению только два сценария развития – базовый и агрессивный, теперь появился третий. В пессимистичном варианте развития событий достигнуть целевого показателя по ежегодному вводу жилья в 120 млн кв.м стройотрасли не удастся, сообщает РБК со ссылкой на доступный ему документ.
Изначально показателя в 120 млн кв. м планировалось достичь к 2024 году, однако в связи с пандемией COVID-19 его отодвинули на 2030 год. По пессимистичному сценарию ввод жилья в 2030-м составит всего лишь 100 млн кв. м, а в 2035-м — 118 млн кв. м. В 2024-м ввод снизится до 72 млн кв. м (на 22% относительно рекордного 2021 года). Спад коснётся, в первую очередь, многоквартирных домов – до 29 млн кв. м (на 33%). На 12% (по сравнению с прошлым годом) упадёт и объём многоэтажек, находящихся в стадии строительства.
Даже пессимистичный сценарий предполагает рост заработной платы строителей: к 2035 году она увеличится почти в два раза и подтянется к 101 тысячи рублей. Кстати, по двум другим сценариям – базовому и агрессивному – средняя зарплата в отрасли прогнозируется немногим больше — 109 и 124 тыс. руб. соответственно. А вот количество занятых в отрасли работников, по прогнозам Минстроя, существенно разнится: от 1,4 млн человек в агрессивном варианте развития до 6,5 млн – в варианте пессимистичном.
В целом пессимистичный сценарий предусматривает ухудшение основных макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе — валового внутреннего продукта, уровня инфляции, индекса потребительских цен, доходов населения и инвестиций в основной капитал. При этом сценарии «из-за ограничительных мер и возможного сокращения программ поддержки» строительства и ЖКХ замедлится рост спроса и динамики жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства. Уже сегодня из-за «существенного изменения экономических условий» в строительстве и ЖКХ наблюдаются дефицит ресурсов и импортного оборудования, рост стоимости стройматериалов и топлива, нехватка кадров, отмечается в Стратегии.
Между тем, в документе присутствуют и решения для уже возникших и пока ожидаемых проблем. Например, снижение частных инвестиций в строительство жилья предлагается нивелировать льготной ипотекой, увеличением размера налогового вычета за покупку жилья и т.д. Не исключается продление отдельных программ льготной ипотеки до 2030 года (сейчас льготная ипотека под 9% выдается до конца 2022 года, семейная ипотека — до конца 2023-го, дальневосточная — до конца 2024-го).
Для борьбы с дефицитом технологий, материалов и оборудования «на период кризисных явлений в экономике» не исключается введение государственного регулирования цен (против этого уже выступили в РСПП, там считают, что данная мера приведёт к обратному эффекту – образованию тотального дефицита). Также предусматривается регулирование рынка аренды грузовых вагонов и погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных станциях и снятие сезонных ограничений на проезд грузовиков по региональным трассам.
Поддерживать финансовую устойчивость застройщиков Минстрой намерен за счет фиксации предельных значений по кредитам с плавающими ставками. Системообразующим компаниям, «оказавшимся в сложной ситуации», предлагается возмещать часть затрат по кредитам на строительство жилья. К тому же в проекте допускается возможность поэтапного раскрытия эскроу-счетов.
В настоящее время в Минстрое продолжают работу над Стратегией и её содержание не комментируют. До официального утверждения документа это делать «преждевременно», считают в министерской пресс-службе. По данным РБК, рассмотрение актуализированной Стратегии на официальном уровне намечено на июнь.