В НИУ МГСУ разрабатывают Стратегию подготовки кадров для строительной отрасли до 2035 года. Документ увязан со Стратегией развития стройотрасли и ЖКХ и нацелен на создание такой системы образования, которая будет способна обеспечить российские стройки квалифицированными специалистами всех уровней – от рабочих профессий до инженеров и управленцев.
Основные составляющие будущей Стратегии на Архитектурно-строительном форуме Сибири в Красноярске представил ректор НИУ МГСУ Павел Акимов. В зоне внимания, по его словам, – не только высшее и среднее базовое образование, но и непрерывное самообразование и повышение квалификации всех участников строительного процесса. Документ отражает современные тенденции и перспективы развития строительного образования с учетом современных технологий, включая ТИМ, цифровизацию и инновации.
Главная задача сегодня – переход на базовую систему образования, где ведущую роль в подготовке кадров будет играть 5-летний специалитет. Бакалавриат и магистратура как «наследство» от болонской системы пока ещё будут действовать – для обучения управленцев, но наиболее подготовленные кадры для работы на стройке, по словам Акимова, — выходцы из специалитета. Правда, пока что Министерство образования «спускает» на эти цели слишком скудные цифры по приёму в вуз на бюджетной основе, но отраслевое сообщество настроено добиваться увеличения набора в интересах и отрасли, и государства.
Потребность отрасли в квалифицированных кадрах, по словам Акимова, велика. Профильные вузы и колледжи ежегодно выпускают 75 тысяч специалистов, но до стройки не доходит и половина. В то же время в стране осталось только семь строительных вузов, и этого недостаточно.
О том, что для решения кадровой проблемы нужно увеличивать количество строительных вузов и ссузов, говорил на форуме и президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров. Он напомнил, что количество профильных колледжей сократилось в два раза после того, как их финансирование передали на уровень регионов. Сейчас ситуация с кадрами приобрела критический характер, и ситуацию надо кардинально менять. Средние специальные учебные заведения нужно возвращать на федеральное финансирование, считает Шамузафаров, и обучать «своё население» строительным профессиям, не уповая на трудовые ресурсы из ближнего зарубежья.