Саморегулируемые организации, чьи компфонды частично или полностью были утрачены или «зависли» в банках с отозванными лицензиями, не имеют никаких шансов остаться в реестре СРО. Именно так трактовали информацию Ростехнадзора, размещённую 14 сентября на его официальном сайте, в Агентстве новостей «Строительный бизнес», ссылаясь на экспертную оценку «ряда юристов», к которым АНСБ обратилось за комментариями.
Отметим, что упомянутой информацией Ростехнадзор заставил изрядно попотеть профсообщество, включая профильные СМИ, над тем, чтобы понять смысл этого сообщения. В результате один и тот же текст был трактован по-разному. Одни посчитали, что РТН воздержится от исключения из реестра таких СРО, во всяком случае, до тех пор, пока проблемные банки не будут ликвидированы как юридические лица. Другие, как в данном случае АНСБ, прочли в тех же строках обратное: «СРО, у которых компенсационные фонды полностью или частично оказались утраченными или зависшими в банках с отозванными лицензиями, шансов остаться в государственном реестре СРО нет. Причем шансов нет и у тех СРО, которые собрали деньги со своих членов и попытались восполнить компфонд, поскольку, по мнению Ростехнадзора, они не имели права этого делать. А те СРО, которые не смоги перевести весь компенсационный фонд на спецсчета до 1 сентября 2017 г. (а понятие «весь» включает и зависшие средства), тем более не имеют права на существование», — трактовали в редакции агентства.
Драматизма ситуации прибавила новость о том, что вице-премьер Дмитрий Козак, который отвечает в правительстве России за строительный блок, поручил Ростехнадзору начать тотальную проверку всех саморегулируемых организаций на соответствие требованиям закона. Об этом сообщило всё то же АНСБ со ссылкой на Александра Вахмистрова, координатора НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу.
Понятно, что Ростехнадзор и без всяких таких поручений в скором времени приступит к проверке. По данным Минстроя, в случае развития событий по худшему сценарию, из госреестра будут исключены 232 саморегулируемые организации, входящие в НОСТРОЙ и НОПРИЗ, в результате чего более 100 тысяч изыскательских, проектных и строительных компаний (60% от общего количества) окажутся вне системы саморегулирования, что в свою очередь, повлечёт приостановку исполнения контрактов (включая государственные), финансовые убытки и банкротство организаций, а также срыв строительства многих объектов, финансируемых из госбюджета.
Напомним, что в Минстрое позицию Ростехнадзора не разделяют. «Каждая СРО должна установить свой исторический компенсационный фонд и закрепить его в документах. В случае отсутствия денег, в соответствии с действующим законодательством отразить финансовые потери СРО, бухгалтерский баланс годовой финансовой отчетности и, в случае установления такого убытка в результате размещения инвестирования средств, принять решение об установлении компенсационного фонда в соответствии с Градостроительным кодексом по количеству действующих членов и их уровнями ответственности. Мы думаем, что такая позиция правильная», — изложил позицию министерства на прошедшей недавно в Санкт-Петербурге VIII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» директор Правового департамента Минстроя Олег Сперанский.
Впрочем, «мнение Минстроя России в Ростехнадзоре учтено не будет», утверждают в АНСБ, ссылаясь на вышеупомянутое «разъяснение», размещённое на сайте надзорного ведомства. По данным АНСБ, в конце сентября Ростехнадзор проведёт совещание, на которое будут приглашены все 500 СРО строительной отрасли. Возможно, там представители ведомства конкретно и предельно ясно изложат свою стратегию, от которой зависит судьба половины строительных СРО и многотысячной армии их членов. Так что ждём-с…