Рыночные цены на стройматериалы, которые для госстроек мониторит Минстрой, теперь будут учитывать и перевозки автомобильным транспортом — соответствующее постановление утверждено правительством. Данное изменение повысит достоверность оценки стоимости строительства, пришли к выводу в министерстве.
О том, что правительство расширяет список данных, на основе которых формируются сметные цены, сообщил «Коммерсантъ». Сейчас мониторинг цен на стройресурсы осуществляется на основе информации об отпускной цене стройматериалов (как произведенных в РФ, так и импортных), среднемесячной номинальной начисленной зарплате работников (по полному кругу организаций по регионам), ценах услуг по перевозке стройматериалов водным и воздушным транспортом, а также тарифах на железнодорожную перевозку. С включением автомобильных перевозок в рамках мониторинга цен будут контролироваться все виды транспортировки строительных грузов.
До конца года Минтранс должен сформировать перечень юрлиц, специализирующихся на этом бизнесе, уточняет газета. Как следует из постановления, в данный список должны попасть крупные организации — их совокупный объем грузоперевозок за предшествующий год должен составлять не менее 30% от общего объема перевозок стройматериалов автотранспортом. Как пояснили “Ъ” в Минстрое, учитывать фактически сложившуюся стоимость услуг по перевозке строительных грузов автотранспортом планируется для «повышения достоверности определения сметной стоимости строительства».
Впрочем, включение нового компонента в определение сметной стоимости строительства несколько затянет переход на ресурсный метод ценообразования, отмечает газета, напомнив, что реформа ценообразования была запущена после скандалов из-за кратного удорожания олимпийских строек и космодрома Восточный, — тогда Счетная палата высказывала претензии к Федеральному центру ценообразования в строительстве. В результате было решено отказаться от устаревшего базисно-индексного метода расчета сметных нормативов (когда базисные цены 1980-х годов умножаются на соответствующие индексы) в пользу ресурсного (де-факто мониторинга рыночных цен и расчета стоимости, исходя из них). Планировалось, что переход на новый метод расчета смет произойдет 30 сентября 2018 года — с этой даты сметная стоимость строительства или капитального ремонта бюджетных объектов будет рассчитываться исходя из информации, размещенной в информационной системе Минстроя.
В самом ведомстве говорят, что к переходу все готово — приняты необходимые законодательные решения, утверждены методики и правила формирования стоимости строительства. «Решение об обязательном переводе отрасли на ресурсную модель будет принято с учетом готовности большинства регионов»,— отмечают в министерстве. Согласно постановлению, сметные цены, подготовленные по итогам мониторинга, подлежат размещению в информационной системе с 2019 года.