Несмотря на то, что цифровизация набирает обороты, всегда нужно помнить о том, что «цифра» – это обертка проектных решений и идей, она не отменяет работы по совершенствованию нормативной документации.
Об этом заявил заместитель начальника Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Дмитрий Папунов в рамках пленарного заседания III Всероссийской научно-практической конференции по актуальным вопросам цифровизации культурного наследия «Наследие в цифре» 12 сентября 2024 года в Казани.
В своем выступлении на конференции он разъяснил последние изменения в законодательстве в части мероприятий по охране объектов культурного наследия при проведении государственной экспертизы проектной документации.
Главное внимание спикер уделил Постановлению Правительства Российской Федерации № 2418 от 30 декабря 2023 года, установившему Порядок определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, где планируется проведение изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных и иных хозяйственных работ.
Новые правила направлены на оптимизацию хозяйственного освоения земельных участков, ранее претерпевших антропогенные изменения. По сути, речь идет об отмене необходимости проведения предварительной археологической разведки в ряде случаев, которые предусмотрены Постановлением. К таковым, например, относятся искусственные земельные участки, а также сложенные техногенными грунтами и другие подобные территории, где риски негативного влияния на объекты культурного наследия отсутствуют.
Вместе с тем, по словам эксперта, новый Порядок не указывает на альтернативный механизм получения сведений о наличии или отсутствии объектов, обладающих признаками археологического наследия, что вступает в противоречие с требованиями пункта 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Спикер также напомнил, что отсутствие сведений о наличии или отсутствии объектов, обладающих признаками ОКН в составе проектной документации и результатов инженерных изысканий является нарушением требований технических регламентов и требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия и, соответственно, ведет к отрицательному заключению государственной экспертизы.