Строительство ЦКАД невозможно завершить в намеченные сроки, заявили в Счётной палате. Как минимум три пусковых комплекса (№№ 1,3 и 5) удастся закончить лишь к концу 2020 года, а комплекс №4 – не ранее второго квартала 2021-го. Данная информация была озвучена на Коллегии ведомства по итогам проверки эффективности расходования средств, направленных на реализацию данного инвестпроекта.
«С 2015 года Счетная палата ежегодно проводит мониторинг строительства ЦКАД и не раз обращала внимание на низкие темпы выполнения работ. В январе 2018 года были приняты планы-графики ликвидации сложившегося отставания работ на пусковых комплексах № 1 и № 5. Однако они не выполнены. ГК «Автодор» уже направила предложения в Минтранс о переносе сроков завершения работ на декабрь 2020 года. Таким образом, доходы от эксплуатации ЦКАД, запланированные на 2019-2020 годы в размере 22,4 млрд рублей, госкомпании не поступят», - заявил на Коллегии аудитор СП Валерий Богомолов.
На 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы ранее 2 квартала 2021 г. По мнению аудиторов СП, к срыву сроков строительства ЦКАД привели системные проблемы и недостаточно эффективное управление проектом. В числе причин были названы низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков, а также несоответствие проекту организации строительства количества рабочих и дорожно-строительной техники на всех пусковых комплексах.
Также в СП отметили, что на дату завершения проверки (декабрь 2018 г.) ГК «Автодор» не провела корректировку проектно-сметной документации по изменению границ полосы отвода автодороги и переустройству коммуникаций. В результате из-за выхода конструкций за полосу отвода на пусковом комплексе № 1 невозможно начать строительство 8-и надземных пешеходных переходов. Кроме того, проектно-сметной документацией не предусмотрено переустройство 79-и инженерных коммуникаций, а без них невозможно приступить к строительству целого ряда участков автомобильной дороги и искусственных сооружений.
Кроме того, госкомпания не утвердила проектно-сметную документацию по отдельным локальным мероприятиям ЦКАД, не заключила договоры на строительство 2-х транспортных развязок, участка автомобильной дороги, а также на переустройство ряда инженерных сетей и изъятие отдельных земельных участков. По этой причине определить полную стоимость строительства ЦКАД в настоящее время невозможно, констатировали аудиторы.
К середине ноября 2018 г. внебюджетное финансирование стройки составило 14 млрд рублей, — это лишь половина того, что было предусмотрено концессионным соглашением на 2017-2018 гг. Сложившаяся ситуация свидетельствует о невыполнении инвесторами обязательств по софинансированию проекта и не соответствует принципам государственно-частного партнерства, отметили в СП.
Проверка также выявила неэффективное использование ресурсов, созданных за счет средств федерального бюджета. Так, в ходе подготовки территории для строительства третьего пускового комплекса «Автодор» заплатил за работы по переустройству коммуникаций 415 млн рублей, однако оплаченные работы остались не востребованы из-за изменения плана переустройства.
По решению Коллегии, данная информация будет донесена до Минтранса РФ и президента России, до обеих палат Федерального Собрания, а также до Генеральной прокуратуры и Следственного комитета.