Сложившаяся практика работы российских девелоперов крайне негативно сказывается на бизнесе подрядных организаций. У подрядчиков накопился целый ряд претензий к своим заказчикам. В первую очередь это необоснованное занижение смет, готовность работать с демпингующими ненадёжными компаниями, отказ от авансирования и выставление на тендеры «сырой» документации. Нет ничего удивительного в том, что качество строительство при этом снижается, рассказали «Ведомостям» представители стройотрасли.
Одна из ключевых проблем для подрядчиков — необоснованное занижение смет. «95% денег остается у заказчиков. Они аккумулируют у себя денежные потоки, экономят, включают в стоимость только материалы и работу, еще и по цене ниже рыночной. Заказчики не думают о том, что подрядчикам нужно заплатить налоги, что у них есть и другие расходы», — посетовал генедиректор СРО «Уральское объединение строителей» Сергей Ренжин.
По его словам, настоящим бичом строительной отрасли стали аукционы на выполнение подрядных работ. Основной критерий победы — низкая цена, а другие показатели, такие как уровень оборотных средств компании или опыт работы, чаще не учитываются, пояснил Ренжин. «Сегодня примерно на 60% играет роль ценовой фактор и на 40% — качество работ и опыт», — также отметил гендиректор АО «КТБ ЖБ» Артем Давидюк.
Подрядчики вынужденно снижают цены исполнения заказов, чтобы только выиграть конкурс. А потом экономят за счет использования труда неквалифицированных рабочих и дешевых, зачастую некачественных материалов. В результате резко падает качество строительства.
Ситуация дошла до предела, признал управляющий партнер строительной компании «Гинт-М» Михаил Борисов. «Выбор подрядчика, предложившего самую низкую стоимость контракта, но очевидно неспособного выполнить работы с требуемым качеством и сроками, еще несколько лет назад для большинства заказчиков был просто исключен. Теперь все иначе: складывается ощущение, что основная цель заказчиков — не поиск лучших решений, материалов и работников, а желание сбить цену участников тендеров, чего бы это ни стоило. Некоторые заказчики отчего-то убеждены, что «бизнес просел» только у них, а другие игроки могут сокращать собственную цену до бесконечности», — написал эксперт в комментарии изданию.
Между тем, по его словам, подрядчики уже «ужались по максимуму». «Грамотные строительные фирмы намного раньше научились жить в новой экономической реальности и давно оптимизировали все, что возможно: нашли российские аналоги материалов, избавились от неэффективных сотрудников, еще раз проверили расценки поставщиков. Значит, далее оптимизация возможна только с очевидным отступлением от тендерных требований. И исполнитель в отличие от заказчика это четко понимает. Строители начинают «оптимизацию восьмого уровня» (отступать от тендерной документации, искать еще более дешевые материалы, обманывать заказчиков)», — признал Борисов.
Впрочем, занижение смет и лояльность к демпингу — хоть и важные, но далеко не единственные претензии подрядчиков к девелоперам. В частности, заказчики начали переходить на постоплату и работу без авансов, а также все чаще платят с большими задержками, отметили в СРО «Уральское объединение строителей». Также участились случаи, когда заказчик затягивает срок приемки работ на два-три месяца.
При этом денег подрядчикам часто взять неоткуда: кредиты на нормальных условиях просто недоступны. По информации Сергея Ренжина, в Свердловской области средняя ставка равна 15%. «При этом нет никаких государственных программ финансовой поддержки строителей», — посетовал гендиректор СРО.
Еще одна проблема: девелоперы выставляют на конкурс не проработанную до конца документацию и по ней пытаются заключить контракты с фиксированной ценой. «Часто на стадии заключения генподрядного договора реальная стоимость строительства уже занижена из-за непроработанной документации. А подрядная организация выигрывает в тендере, еще занижая стоимость строительства», — отметила старший консультант группы по управлению строительными проектами KPMG в России и СНГ Тамара Пашинина.