Экспертный совет НОСТРОЙ совместил приятное с полезным: очередное своё заседание провёл на горнолыжной турбазе Терскол в Кабардино-Балкарии (разумеется, по приглашению местной СРО) и утвердил целый ряд заключений на обсуждаемые законопроекты.
Первый блок вопросов насыщенной повестки заседания был посвящён законопроектам, разработанным в рамках реализации административной реформы («регуляторной гильотины»). Эксперты представили заключения на проекты «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», «Об обязательных требованиях» и «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и некоторые законодательные акты РФ». Данные документы «концептуально были поддержаны», однако, по мнению экспертов, в них «недостаточно учтена роль системы саморегулирования в вопросах контроля и надзора за деятельностью строительных организаций», а в сферах обязательных требований, контрольных функций и разработки стандартов «не используется потенциал саморегулируемых организаций и их национальных объединений».
В ходе обсуждения было отмечено, что при доработке законопроекта о внесении изменений в Градкодекс Минстрой учёл замечания НОСТРОЙ и не стал исключать из функций национальных объединений разработку и утверждение стандартов на процессы выполнения работ, как это предлагалось в исходной редакции.
Утвердив представленные заключения, эксперты нацелились на другие законопроекты, поступающие в рамках «регуляторной гильотины»: «Об основах разрешительной деятельности» и «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и Федеральный закон «О стратегическом планировании» в части совершенствования планирования развития транспортной инфраструктуры и перевозок при градостроительной деятельности».
Также совет утвердил заключение на проекты единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг по выдаче разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, в котором было отмечено, что непредставление необходимых документов госорганами или органами местного самоуправления не может являться основанием для отказа в предоставлении услуг по выдаче указанных разрешений, поскольку эти документы могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия.
Законопроекту о смягчении требований к специалистам при внесении их в НРС (снижение стажа с 10 до 5 лет и допуск в НРС специалистов со средним техническим образованием) НОСТРОЙ придумал альтернативу, объединяющую независимую оценку квалификации и ведение нацреестра. В НРС предлагается включить «всех специалистов по организации строительства — каждого на своем уровне квалификации, со своими квалификационными требованиями, трудовыми функциями и ответственностью». Чтобы попасть в НРС, специалист должен подтвердить свою квалификацию в ЦОКе. «Это позволит отразить в НРС реальный перечень специалистов, организующих работу у членов СРО», — отметили эксперты и данное заключение утвердили.
Рассмотрели эксперты и законодательную инициативу Уральского объединения строителей, предложившего подправить Градкодекс и 44-ФЗ и на период возведения объектов по государственному и муниципальному заказу обязать госзаказчиков состоять в СРО.
В бюджетах муниципалов нет денег на членство в СРО, отметили эксперты. А вот с необходимостью увеличения срока размещения заказчиком извещения о проведении электронного аукциона согласились. Инициативу передали в рабочую группу с поручением составить заключение.
В завершение заседания совет утвердил отчёты о собственной работе и работе Научно-консультативной комиссии, планы работы на первое полугодие и договорился собраться 20 февраля.