Преодолевший в Госдуме первое чтение проект федерального закона № 374843-7, предполагающий введение саморегулирования в сфере негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, по-прежнему не устраивает экспертов. На состоявшемся 18 июня заседании Экспертного совета по строительству, промышленности стройматериалов и проблемам долевого строительства, действующего при думском Комитете по транспорту и строительству, представители негосэкспертизы высказали свои претензии к документу.
По информации АНСБ, главным критиком данной редакции (которую, кстати, готовили в НОПРИЗ) выступил президент НОЭКС Шота Гордезиани.
Во-первых, он настаивал на создании в рамках НОПРИЗ (именно этому нацобъединению предстоит по закону курировать СРО экспертов) одной (т.е. единственной) крупной экспертной СРО с численностью 200-300 членов (как раз по количеству реально действующих в стране экспертных организаций, выдерживающих критерии членства в СРО). Такая крупная саморегулируемая организация, по мнению Гордезиани, сможет решать проблемы методологии и контроля, и без оглядки на требование к минимальной численности членов исключать из своих рядов недобросовестные экспертные организации.
Требуемое законопроектом наличие в штате СРО пяти аттестованных экспертов президент НОЭКС поддержал, однако резко выступил против запрета на совместительство, которое, по его мнению, противоречит Конституции и Гражданскому кодексу. Наконец, он назвал неправильным положение в законопроекте об участии экспертных организаций в конкурсных процедурах и предложил Владимиру Ресину (председателю экспертного совета) создать рабочую группу с целью доработать законопроект ко второму чтению.
Замначальника «Мособлэкспертизы» и советник президента Ассоциации экспертиз строительных проектов Олег Валов выступил против содержащегося в законопроекте запрета на участие в экспертных СРО представителей негосударственных экспертиз, созданных государственными экспертизами в регионах.
Дело в том, что негосударственные экспертизы в регионах при государственных были созданы не от хорошей жизни, а для изыскания материальных ресурсов для существования экспертных организаций. В благополучных регионах без «негосников» можно обойтись, а вот в депрессивных, отдаленных, малостроящих областях только за счет их работы и можно выехать региональным госэкспертизам. По большому счёту, разделение экспертов на «госников» и «негосников» подрывает единство закона о техрегулировании, где при оценке соответствия должен быть только один контролер. А, законопроект, по его словам, приведет к появлению двух контролирующих органов – Минстроя по госэкспертизе и Ростехнадзора по негосударственной.
Обсуждали на заседании и положения законопроекта о так называемой «амнистии» СРО, дающей возможность остаться на рынке саморегулируемым организациям строительной отрасли, частично утратившим свои компфонды в проблемных банках (об этом читайте здесь).
В итоге рабочую группу решили создать, — её возглавил сам председатель экспертного совета Владимир Ресин. Кстати, по его словам, у обсуждаемого законопроекта есть шансы пройти в Госдуме второе чтение в текущую сессию, потому как её продлили до конца июля.