В строительной отрасли очень низкий уровень конкуренции, считает заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян. Причина тому – большое количество административных барьеров, чрезмерное давление на строительный бизнес со стороны органов власти, противоречия в требованиях, предъявляемых к участникам рынка, а также низкая информатизация процессов получения разрешительных документов. «Существенная нехватка проконкурентных подходов и норм в отраслевом законодательстве приводит к высокой доли госсектора в строительстве», — цитирует Петросяна АНСБ.
«В условиях цифровой экономики магистральным вектором решения этих проблем станет перевод всех юридически значимых действий участников рынка в «цифру». Внедрение подобной платформы в сфере строительства в электронном виде по принципу «одного окна» позволит снизить административные барьеры, нагрузку на бизнес и его издержки, — говорит представитель ФАС, отмечая, что создание современной цифровой платформы – ключевая задача Плана развития конкуренции в строительной отрасли. — Мы вели довольно долгий диалог с Минстроем России, привлекали к дискуссии экспертное сообщество, и сегодня отраслевое министерство услышало нас: в «дорожную карту» включены мероприятия, предусматривающие интеграцию и расширение функционала существующих информационных систем».
По мнению Рачика Петросяна, перевод всех процедур в строительстве в электронный вид на базе единой системы «одного окна» позволит собрать все обязательные требования, госуслуги и процедуры, электронные документы в одном месте. Это не только систематизирует деятельность участников строительной сферы, но и предупредит нарушения отраслевого законодательства как со стороны бизнеса, так и со стороны власти.
Также «дорожной картой» предусмотрена унификация, оптимизация и установление открытых нормативно-технических требований в строительстве, отмечает Петросян. По его словам, на эту задачу работают утверждённые правительством исчерпывающие перечни процедур и реформа системы ценообразования в строительстве. Но это лишь часть мер, необходимых для совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы.
Сегодня различные ведомства (Минстрой, Минтранс, МЧС, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и др.) предъявляют к строителям собственные требования. Они нередко противоречат друг другу и меняются без всякого согласования. Это тоже нужно приводить в порядок. Плюс – развитие института обоснования инвестиций и информационного моделирования в строительстве, что обеспечит автоматизацию управления затратами, рисками и процессами при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации объектов на всем жизненном цикле, в том числе и на госзаказе.
План развития конкуренции в строительной отрасли, доработанный Минстроем, в скором времени будет рассмотрен на президиуме ФАС России, а затем его направят в правительство. «Сейчас «дорожная карта» включает в себя меры, действительно способные оказать комплексное влияние на развитие конкуренции в строительной отрасли, — отмечает Рачик Петросян. — В конечном итоге ее реализация позволит сделать строительство в нашей стране качественнее, дешевле и быстрее».