Активисты Общероссийского народного фронта выявили новую «серую» схему, которую используют заказчики в регионах при строительстве социальных объектов. Своими «наблюдениями» они обещают поделиться с ФАС и руководителями соответствующих регионов, сообщили в пресс-службе ОНФ.
Проанализировав ряд закупок, активисты ОНФ обнаружили, что некоторые заказчики указывают наименование объекта закупки как «приобретение в собственность здания», причём это здание будет создано в будущем. Таким образом, объект закупки на самом деле — строительство здания по заданию заказчика, а не его приобретение. «Общая стоимость объектов, которые приобретают с помощью «серой» схемы в Забайкальском крае, Тверской области, республиках Дагестан и Саха (Якутия), составляет 2 миллиарда рублей», — говорится в сообщении ОНФ.
По словам активиста ОНФ Магомеда Нураева, некорректное наименование вводит в заблуждение участников тендера, поскольку сформировать подходящее предложение могут только те, кто заранее договорился с заказчиком. При этом, отметил он, покупка зданий, которые ещё не построены, проходит на безальтернативной основе — контракты заключаются с единственным участником торговых процедур, соответственно, снижения цены не происходит.
«Если бы заказчик объявил тендер на строительство, то на него, скорее всего, вышло бы несколько участников, что позволило бы сэкономить бюджету порядка 10% от стоимости объекта. Кроме того, на практике авансирование производится в размере до 70%. Заказчики не контролируют строительство, а лишь получают готовый объект, принимая его по акту приема-передачи», — уточнил активист.
Так, активисты выявили в указанных российских регионах шесть случаев покупки социальных объектов — два детских сада и четыре школы, которые только будут созданы. Срок их передачи доходит до 16 месяцев.
Как пояснил замруководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Иван Ястреб, проблема состоит в том, что проводя торговые процедуры под видом покупки зданий, заказчики фактически не нарушают закон и получают возможность формировать начальную максимальную цену контракта на основании коммерческих предложений. «Такая схема не позволяет контролировать строительство должным образом, ограничивает конкуренцию и делает полностью непрозрачным ценообразование. Мы обратим внимание Федеральной антимонопольной службы на данную схему, а также обратимся к региональным властям с просьбой обосновать целесообразность покупки зданий, которые ещё не построены», — заявил Ястреб.