Директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков рассказал о подходах финансирования проектов в области инфраструктурного развития России на форуме Движение» в Сочи.
Он отметил, что изначально под инфраструктурой понимался относительно крупный объект — дорога, инженерные сети или сети водоснабжения — с определенными характеристиками. Среди них: высокие капитальные затраты, длинный срок окупаемости, общественное благо. Теперь в это понятие включается более широкий класс объектов — например, социальные и связанные с благоустройством среды, а также появляющиеся на фоне структурных изменений в экономике: системы умного города, логистические хабы, генераторы и накопители альтернативной энергии, зарядные станции, дата центры и многое другое.
«Если раньше у нас было унифицированное понятие об инфраструктуре и относительно стандартизованные представления о ее финансировании, то теперь это более широкий набор объектов и различные варианты инвестирования. По сути, теперь внутри инфраструктуры как класса активов можно собрать диверсифицированный портфель — с разной доходностью и сроками, — сказал Александр Аксаков. — Более того, появляются новые источники и комбинации финансирования».
Кроме того, он подчеркнул, что основным инвестором в инфраструктуру, особенно в фундаментальную, выступает государство, которое в последние годы активнее участвует в проектах не напрямую, а через институты или банки развития — сегодня во всем мире их вложения по объему сопоставимы с частными инвестициями. Появление таких инструментов, как инфраструктурные облигации, дает возможность внести свой вклад в повышение качества жизни самому широкому кругу инвесторов — в том числе физическим лицам. В России такой инструмент был запущен ДОМ.РФ в 2021 году.
Александр Аксаков отметил, что в России суммарная потребность в инвестициях в инфраструктуру на ближайшие десять лет может составить до 30 трлн рублей, в то время как ожидаемые расходы — 18–20 трлн рублей. Дефицит в 35% соответствует международным тенденциям и мотивирует государство к созданию новых и масштабированию старых инструментов финансирования.
По оценкам экспертов, успешный запуск и последующая реализация масштабных капиталоемких инфраструктурных проектов, как с частными инвестициями, так и с бюджетными вливаниями, позволит создать до 400 000 рабочих мест и улучшить качество жизни для 70–80 млн человек до 2030 года. Ежегодный прирост ВВП при этом составит 1,2–1,7%.