Счетная палата России представила доклад, в котором оценила обоснованность закупок госорганов за последние 2,5 года. Из него следует, что в 2015, 2016 годах и первой половине 2017 года государственные учреждения закупили работы и услуги, которые относились к полномочиям органов власти, на общую сумму в 14 млрд руб.
«Законодательством России не урегулированы объем и случаи привлечения сторонних организаций к деятельности органов власти, в том числе в части реализации их полномочий. Также не установлены критерии, определяющие возможность осуществления госучреждениями закупок работ и услуг, выполнение которых предусмотрено для них госзаданиями»,— говорится в сообщении ведомства.
По данным Счетной палаты, за 2,5 года госорганы федерального уровня закупили работы и услуги, которые должны были выполнить самостоятельно, на 8 млрд руб. Региональные и муниципальные органы власти потратили на это 600 млн руб. Кроме того, органы власти передали подведомственным или сторонним организациям выполнение госзаданий на 5,7 млрд рублей. Больше всего случаев передачи полномочий и госзаданий Счетная палата выявила в деятельности Минэнерго (2 млрд руб.) и Минпромторга (2,9 млрд руб.).
Счетная палата отмечает, что в некоторых случаях ведомства поручали сторонним организациям, в том числе иностранным, подготовку отдельных проектов приказов и актов правительства. Многие из этих документов были связаны с деятельностью топливно-энергетического комплекса (ТЭК), промышленных кластеров и технопарков. «Участие иностранных организаций в нормативно-правовом регулировании и разработке стратегических документов в ТЭК не может рассматриваться как соответствующее национальным интересам России»,— заявил аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.
По его словам, госорганы систематически привлекали к выполнению своих полномочий сторонние организации. «Неурегулированность данной проблемы создает риски двойного расходования бюджетных средств, влияния частных организаций на государственную политику, информационной преференции отдельным организациям, коррупционные риски и возможность утечки информации»,— пояснил он.
По результатам проведенных мероприятий Счетной палатой подготовлен комплекс мер, направленных на урегулирование сложившейся проблематики. В первую очередь предлагается провести анализ закрепленных функций (полномочий) органов госвласти и классифицировать их на «основные», связанные с властно-распорядительными полномочиями, и «обеспечивающие», носящие характер обеспечения их основной деятельности. А затем сформировать перечень конкретных функций (полномочий) органов власти, осуществляемых непосредственно органами госвласти, и возможных к передаче в рамках закупок работ (услуг) или утвержденных госзаданий.